Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка 10-12 лет.

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учителя и родители должны знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если взрослые найдут целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.

Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе на переходе из начальной в основную школу. Дело в том, что принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростков, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.

В начальной школе тексты, с которыми знакомятся дети – это художественные тексты или научно-популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных экспериментальных данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушениям взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Коротко остановимся на тех психологических особенностях школьника 10-12 лет, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды, а в худшем – служат почвой для возникновения конфликтов между учителями учениками.

«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса.

Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становиться второстепенным, на первый план выступает собственный авторский замысел («нам рыба не важна, важен сам процесс»). Если мы контролируем только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находим места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности, -- едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью.

Протекание школьной жизни учеников 4-5 классов осложняется еще и неоправданными требованиями, которые начинают предъявлять подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах. Это недопустимо, по меньшей мере, по следующим причинам:

-- содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому новые научные термины и понятия нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности.

-- сообщество взрослых ожидает от детей способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией. У младших школьников она только начинает формироваться. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Это качество развивается и в учебных ситуациях, и в домашних стенах, когда ребенок учится понимать и принимать чужую точку зрения.

Кроме того для детей этого возраста вполне естественной и нормальной является частая смена интересов, «метания» из стороны в сторону. «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...» Такое непостоянство, нередко расцениваемое родителями и учителями как легкомыслие и поверхностность, в действительности очень желательно, так как дает детям реальный опыт деятельности в самых разных областях и направлениях науки, искусства, знания.

Чем полноценнее пройдет этот период первичных , еще не очень серьезных увлечений, тем больше вероятность того, что интересы, которые возникнут и сохранятся по достижении старшего подросткового возраста, будут осмысленными и глубокими.

Вместе с тем у младших подростков еще достаточно долгое время сохраняются привычные способы взаимодействия и виды общения с близкими им взрослыми. Так, 10-12- летний ребенок может конфликтовать с родителями совершенно так же, как 4-х летний дошкольник или семилетний первоклассник. Он может быть столь же несамостоятелен в быту, что сразу задает тон и содержание общения в семье. У большинства детей десяти лет это «дошкольное» общение дома все еще процветает и «сворачивается» с большими трудностями.

Каким образом можно сразу перестать контролировать все мелочи, если и взрослый и дети так к этому привыкли? Это – проблема многих семей, где подросшего ребенка все никак не могут «отпустить» на хотя бы относительную волю. Реальнее и проще подключить новых, незнакомых взрослых – субъектов нового вида общения, который им в этом возрасте очень необходим.

Возврат к списку

задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK