Учащимся
Объявления
Конкурсы
Расписание
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Школьный спортивный клуб
Достижения и награды
Документы
Платные образовательные услуги
Вопрос-ответ
Контакты
Раннее юношество: возрастные особенности и современность
Возрастные особенности раннего юношества.
а) В этот возрастной период начинают решаться важные задачи развития: -обретение чувства личной тождественности и целостности. Этот процесс в самом общем смысле понимается как обретение себя, своего Я, представление о том, где юноша (девушка) находится и куда идет;
-завершение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
-активное профессиональное самоопределение;
-развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Без решения этих возрастных задач данный период не будет полноценно прожит, что негативно скажется на дальнейшем жизненном пути и развитии личности.
б) Важным вопросом является выстраивание взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
В пору ранней юности эмоциональная связь с родителями зачастую разрывается. Центром эмоциональной привязанности становятся не родители, а сам юноша (девушка). Родители жалуются на черствость, эгоизм, в свою очередь, юноши и девушки предъявляют претензии к недостаткам и противоречиям в поведении близких людей (например, расхождение слова и дела), но со временем это проходит, отношения восстанавливаются на более высоком уровне.
В отношениях со сверстниками сохраняется дифференцированный подход по интересам, симпатиям, увлечениям.
Родители и учителя часто отмечают в поведении юношей и девушек демонстративность: скандалы, капризы, нытье, неуместная обидчивость. Это чаще всего реакция на кажущуюся недостаточность признания взрослости.
в) В общем целом существует два полярных типа развития в ранней юности:
-прагматический тип – ориентация человека на целесообразность поступков, действий и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение
-творческий тип – интересы юноши (девушки) устремлены далеко в будущее, в известной степени независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая различные новые познавательные и иные формирующие возможности в собственный образ жизни.
Важно отметить, что у любого молодого человека имеются обе тенденции, однако соотношение их может быть различно благодаря биологическим, биографическим, социальным факторам.
г) Внутренний мир, мировоззрение юноши (девушки) не тождественен внутреннему миру взрослого человека. У них другой набор ценностей, с которым они соотносят то, что видят и слышат, что делают и о чем размышляют. Для них важны предметы и обстоятельства, которые не имеют цены и значения для взрослого человека (общение со сверстниками, вольность в одежде, специфический интерес к внутреннему миру людей и т.д.).
д) Ранняя юность – уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать и т. д. Именно в это возрасте возможно такое свежее, интенсивное и свободное приобщение к культуре, не связанное профессиональными, родительскими и иными обстоятельствами.
Таким образом, ранняя юность – это перестройка отношения к себе и к миру и это осложняется условиями современного мира.
-завершение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
-активное профессиональное самоопределение;
-развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Без решения этих возрастных задач данный период не будет полноценно прожит, что негативно скажется на дальнейшем жизненном пути и развитии личности.
б) Важным вопросом является выстраивание взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
В пору ранней юности эмоциональная связь с родителями зачастую разрывается. Центром эмоциональной привязанности становятся не родители, а сам юноша (девушка). Родители жалуются на черствость, эгоизм, в свою очередь, юноши и девушки предъявляют претензии к недостаткам и противоречиям в поведении близких людей (например, расхождение слова и дела), но со временем это проходит, отношения восстанавливаются на более высоком уровне.
В отношениях со сверстниками сохраняется дифференцированный подход по интересам, симпатиям, увлечениям.
Родители и учителя часто отмечают в поведении юношей и девушек демонстративность: скандалы, капризы, нытье, неуместная обидчивость. Это чаще всего реакция на кажущуюся недостаточность признания взрослости.
в) В общем целом существует два полярных типа развития в ранней юности:
-прагматический тип – ориентация человека на целесообразность поступков, действий и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение
-творческий тип – интересы юноши (девушки) устремлены далеко в будущее, в известной степени независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая различные новые познавательные и иные формирующие возможности в собственный образ жизни.
Важно отметить, что у любого молодого человека имеются обе тенденции, однако соотношение их может быть различно благодаря биологическим, биографическим, социальным факторам.
г) Внутренний мир, мировоззрение юноши (девушки) не тождественен внутреннему миру взрослого человека. У них другой набор ценностей, с которым они соотносят то, что видят и слышат, что делают и о чем размышляют. Для них важны предметы и обстоятельства, которые не имеют цены и значения для взрослого человека (общение со сверстниками, вольность в одежде, специфический интерес к внутреннему миру людей и т.д.).
д) Ранняя юность – уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать и т. д. Именно в это возрасте возможно такое свежее, интенсивное и свободное приобщение к культуре, не связанное профессиональными, родительскими и иными обстоятельствами.
Таким образом, ранняя юность – это перестройка отношения к себе и к миру и это осложняется условиями современного мира.
Штрихи к портрету современного школьника.
Социальная ситуация 2000-ых в обществе отражается в следующих изменениях российского школьника 9-11 классов (и не только этих классов).
а) Сохраняются в поведении личностные и психологические особенности, свойственные младшим школьниками или подросткам. Происходит нарастание интеллектуальной зрелости и параллельно личностной незрелости. Школьники не хотят и не могут взрослеть, подспудно чувствуя опасность от окружающего мира. Среди популяции юношества 20% демонстрируют, так называемую, «выученную беспомощность» (см.:http://www.psihologu-prakse.lv/bezpalidziba.shtml).
б) Многие юноши и девушки склонны преувеличивать уровень своих знаний и способностей, как следствие неадекватной завышенной самооценки. Юноши склоны считать, что учеба в школе вообще далека от истинной, реальной, взрослой жизни, а потому скучна и монотонна.
в) Небывалые ранее трудности в построении взаимоотношений с взрослыми, неопределенность в их построении. Очень часто вина за это лежит на взрослых: из-за неразвитости родительских чувств, стремление проецировать на сына или дочь свои нежелаемые качества, предпочтение в юноше детских качеств.
г) Увеличивается число детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Причем на всех этапах развития ребенка возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста (и школьной, и личностной тревожности). Эмоциональные проблемы становятся причиной ухода в разного рода субкультуры, увлечения смертельно опасным экстримом и ПАВ (психоактивные вещества). Увлеченность субкультурами преследует своей целью настойчивую демонстрацию своих эмоциональных состояний и чувств.
д) В учебной деятельности особую сложность представляет для юношей и девушек чтение и понимание крупных текстов. Дел в том, что с активным развитием интернет – культуры у школьников появились функциональные нарушения чтения. Это проявляется в неспособности, затрудненности осмыслить и пересказать текстовую информацию. Чаще всего подрастающее поколение может воспринимать только визуальную информацию, но вся наша культура выросла и основывается на текстах и тексты, безусловно, являют огромный потенциал для развития личности.
В таких непростых современных условиях приходится жить детям, родителям, педагогам, школе и семье в целом. В целом происходит расхождение системы взросления человека и образовательной системы. Наиболее очевиден этот разрыв в период ранней юности. Взросление происходит вне образовательной системы, а образование – вне системы взросления. Для того чтобы облегчить тяжесть тех трудностей, которые выпадают на долю семьи и школы, мы должны, в первую очередь, быть вооружены знанием, которое очень кратко изложено в данной брошюре.
а) Сохраняются в поведении личностные и психологические особенности, свойственные младшим школьниками или подросткам. Происходит нарастание интеллектуальной зрелости и параллельно личностной незрелости. Школьники не хотят и не могут взрослеть, подспудно чувствуя опасность от окружающего мира. Среди популяции юношества 20% демонстрируют, так называемую, «выученную беспомощность» (см.:http://www.psihologu-prakse.lv/bezpalidziba.shtml).
б) Многие юноши и девушки склонны преувеличивать уровень своих знаний и способностей, как следствие неадекватной завышенной самооценки. Юноши склоны считать, что учеба в школе вообще далека от истинной, реальной, взрослой жизни, а потому скучна и монотонна.
в) Небывалые ранее трудности в построении взаимоотношений с взрослыми, неопределенность в их построении. Очень часто вина за это лежит на взрослых: из-за неразвитости родительских чувств, стремление проецировать на сына или дочь свои нежелаемые качества, предпочтение в юноше детских качеств.
г) Увеличивается число детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Причем на всех этапах развития ребенка возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста (и школьной, и личностной тревожности). Эмоциональные проблемы становятся причиной ухода в разного рода субкультуры, увлечения смертельно опасным экстримом и ПАВ (психоактивные вещества). Увлеченность субкультурами преследует своей целью настойчивую демонстрацию своих эмоциональных состояний и чувств.
д) В учебной деятельности особую сложность представляет для юношей и девушек чтение и понимание крупных текстов. Дел в том, что с активным развитием интернет – культуры у школьников появились функциональные нарушения чтения. Это проявляется в неспособности, затрудненности осмыслить и пересказать текстовую информацию. Чаще всего подрастающее поколение может воспринимать только визуальную информацию, но вся наша культура выросла и основывается на текстах и тексты, безусловно, являют огромный потенциал для развития личности.
В таких непростых современных условиях приходится жить детям, родителям, педагогам, школе и семье в целом. В целом происходит расхождение системы взросления человека и образовательной системы. Наиболее очевиден этот разрыв в период ранней юности. Взросление происходит вне образовательной системы, а образование – вне системы взросления. Для того чтобы облегчить тяжесть тех трудностей, которые выпадают на долю семьи и школы, мы должны, в первую очередь, быть вооружены знанием, которое очень кратко изложено в данной брошюре.
Что же можно порекомендовать?
Уважаемые взрослые!
Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше, если:
а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма.
б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми.
г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости.
д) Вы не критикуете ученика в присутствии других.
е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки.
ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности.
з) Пытаетесь поставить себя на место ученика – это позволит избежать удара по его самоуважению.
и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает.
к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках).
л) Вы контроль преподносите как заботу, а иногда просите совета как у равного или старшего.
м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец!», «ты – лентяй»).
а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма.
б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми.
г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости.
д) Вы не критикуете ученика в присутствии других.
е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки.
ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности.
з) Пытаетесь поставить себя на место ученика – это позволит избежать удара по его самоуважению.
и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает.
к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках).
л) Вы контроль преподносите как заботу, а иногда просите совета как у равного или старшего.
м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец!», «ты – лентяй»).
Дорогие друзья!
Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.
Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.
Использованы источники, которые можно и прочитать самостоятельно:
1. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
2. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1995
3. http://www.scipsy.ru/lichnost/1.html
4. http://www.rospsy.ru/
1. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
2. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1995
3. http://www.scipsy.ru/lichnost/1.html
4. http://www.rospsy.ru/
задать вопрос
?
контакты
Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru
Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55аTелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79
Педагог-психолог
Калябина Анна Романовна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28аТелефоны: 67-50-22, 67-89-51
Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22
Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK