Советы родителям дошкольников


1. «Что такое «произвольность»?

Произвольность – это способность действовать по правилам, заданным извне. Можно говорить о произвольности поведения, то есть соответствия поведения ситуации, и о произвольности мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, то есть об их целенаправленности.
Возрастной особенностью дошкольников является невысокий уровень произвольности, преобладание спонтанных реакций в поведении и зависимость мыслительных процессов (особенно внимания) от силы внешнего стимула, а не от целенаправленных усилий. Но учебный процесс, как правило, требует от ребёнка достаточно развитой произвольности и способности управлять собой, поэтому ребёнок, сохраняющий в начальной школе спонтанность, может испытывать достаточно серьёзные проблемы в обучении. Предлагаем Вам поиграть с детьми в те игры, которые помогут формировать произвольность ребёнка.
2. Игры с мячом.
 - «Отвечай наоборот». Ребёнку задаются любые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Нужно ответить наоборот – если это правда – «нет», если неправда – «да». Для поддержания интереса можно задавать смешные вопросы, а можно эту игру использовать для закрепления изучаемого материала. Примерный перечень вопросов (для игры с родителями):
- Ты спишь?
- Ты мальчик?
- Ты ел кактусы?
- Ты целовался с тигром?
- Сейчас вечер?
- Сейчас осень? И т.д.
 - «Да и нет - не говорить». Это известная детская игра, которая также способствует развитию произвольности. На заданные вопросы надо отвечать правдиво, не употребляя слова «да» и «нет», при необходимости можно усложнить игру – ввести запрет на приставку «не». Вопросы можно подбирать так же, как и в предыдущей игре. Примерный список вопросов:
- Ты любишь молочные пенки?
- Крокодил красиво поёт?
- Велосипед ездит быстрее чем автомобиль?
- Ты девочка?
- Март – это весенний месяц?
- Ты сосёшь соску?
- Ты умеешь читать? И т.д.
3. Игры, не требующие специальной организации места (игры на ходу). В эти игры можно играть с ребёнком во время поездки, по дороге куда-то, дожидаясь своей очереди, например, на приём к врачу.
 - «Рыба, птица, зверь». Водящий рассчитывает игроков «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…»Он произвольно останавливается на одном из игроков. Тот, на котором счёт остановился, должен быстро (на счёт до трёх) назвать соответствующее слово (название рыбы, птицы или зверя). Если он не успевает или не следит за счётом – выбывает, игра продолжается дальше. Можно вводить для считалки и другие понятия (фрукт, овощ, ягода; куст, дерево, цветок и т.д.).
 - «Считай, не ошибись». Играющие по кругу считают по порядку: один, два и т.д. Вводится запрет на называние определённых чисел, например, кратных трём (три, шесть, девять, двенадцать, пятнадцать, восемнадцать и т.д.). Тот игрок, кто должен назвать это число, его не называет, а хлопает в ладоши. Дальше счёт продолжается. Если игрок назвал запрещённое число или неправильно назвал число (сбился со счёта), он выбывает из игры, счёт начинается сначала. Пример счёта: один, два, хлопок, четыре, пять, хлопок, семь, восемь, хлопок и т.д.
 - «Запретное движение». Игроки повторяют за водящим движения как можно быстрее. Вводится запрет на повторение какого-то движения, тот, кто его повторит – выбывает из игры.
 - «Запретное слово». Вариант предыдущей игры. Игроки повторяют за ведущим слова как можно быстрее, вводится запрет на повторение какого-то слова. Для усложнения игры можно вводить запрет на повторение слов, относящейся к какой-то группе (например, можно повторять все слова, кроме названий цветов и т.п.)
 - «Прислушивание».  По сигналу взрослого ребёнок должен прислушаться к тому, что происходит в комнате (на улице, в животе, ощущения в ногах, руках и т.п.) в течение 10 секунд. Затем ребёнок описывает, что он услышал.
 - «Условный сигнал». Взрослый и ребёнок договариваются об условном сигнале, это может быть слово или жест (хлопок в ладоши). Услышав этот сигнал ребёнок должен отреагировать: произнести определённое слово или произвести какое-либо движение. Время действия игры так же обговаривается. Начинать играть лучше с небольших промежутков (1-2 часа), постепенно увеличивая время игры – в течение всего дня и т.п. Для усложнения можно вводить несколько сигналов, на которые надо по-разному реагировать.
 - «Четыре стихии». Вариант предыдущей игры. Взрослый во время игры называет одну из стихий: вода, земля, воздух, огонь, а ребёнок должен её изобразить движениями. Например: земля – руки вниз, вода – руки перед собой, воздух – руки вверх, огонь – движение руками сверху вниз.
 - «Печатная машинка». Нужно произносить слово по звукам по очереди, если игроков двое, или по цепочке, если игроков несколько. Усложнённый вариант – произносить словосочетания, фразы.
4. Игры за столом. Для этих игр необходимы бумага в клеточку, карандаш.
 - «Шифровка». Родители готовят фразу, написанную «полустёртыми» буквами, ребёнку необходимо восстановить буквы и прочитать фразу.
 - «Послушай, скажи, запиши». Родитель диктует ребёнку ряд из трёх цифр или букв, затем просит ребёнка ответить на простой вопрос (как тебя зовут, какое сегодня число и т.п.), затем ребёнку надо записать тот ряд, который был продиктован родителем вначале.
 - «Кроссворд». В заранее подготовленной или начерченной самим ребёнком сетке записываются буквы по устной инструкции. Например:
- определи второй звук в слове «мыло» и запиши букву в центральной клеточке;
- в правой клеточке запиши вторую букву слова «смех»;
- определи третий звук в слове «судак» и запиши букву в последней клеточке. Прочитай получившееся слово.
Для усложнения можно увеличивать количество клеточек, давать задания в виде загадок, которые надо отгадать. А затем записать определённую букву слова-отгадки.
Суслова Светлана Михайловна,
педагог-психолог гимназии
Дополнительная литература для родителей:
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Задачи на развитие внимания, сообразитеьности и пространственного мышления. – М., 2008
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Возврат к списку

задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK