Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено школы

Переход учащихся в среднюю школу рассматривается в педагогической психологии как один из наиболее сложных этапов в развитии и обучении детей. Обучение в среднем звене выдвигает особые требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учащихся определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.

Стоит отметить, что данный уровень развития выпускников начальной школы разный: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Именно поэтому переход ребёнка в средние классы школы может сопровождаться появлением разного рода трудностей: негативное отношение к учебной деятельности и школе в целом, снижение школьной успеваемости и ухудшение психического состояния.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что переход ребёнка в среднее звено – действительно непростой период в жизни ученика и от поддержки родителей, а также грамотного сотрудничества с учителем зависит многое: насколько быстро ребенок приспособится к новым нагрузкам и новой обстановке.

Говоря о психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено, можно выделить три компонента:
1. Операциональная готовность.
2. Интеллектуальная готовность.
3. Личностная готовность. 

Операциональная готовность заключается в необходимых ученику для дальнейшего обучения знаниях, умениях и навыках. В начальной школе ученик усваивает определенный объем знаний, предусмотренный программой. Если учащиеся в начальной школе не научились читать, писать и считать в соответствии с установленными требованиями, то эти навыки у них с трудом будут развиваться в средних классах школы. Учиться будет всё труднее.

Но эта сторона готовности предполагает не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и умение пользоваться ими и самостоятельно их добывать.

Интеллектуальная готовность включает в себя уровень развития психических познавательных процессов, которые определяют результативность познавательной деятельности, характеризуют обучаемость ученика (внимание, память, мышление, речь). Этот уровень развития психических процессов должен соответствовать возрастной норме.

И, наконец, личностная готовность – это внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и общения в основной школе. Внутренняя ориентированность включает в себя мотивы, интересы, идеалы, установки, а также умение общаться со сверстниками и учителями.

Исходя из этих компонентов, мы можем сформулировать модель ученика, готового окончить начальную школу:
1. Ученик усвоил программный материал, т.е. его знания, умения и навыки соответствуют требованиям программы начальной школы.
2. Психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы мышление в понятиях и произвольность психических функций.
3. Сформирован личностный аспект готовности, а именно:
– осознает и принимает требования, которые будут к нему предъявлены в 5 классе;
– уверен в своих силах, готов к преодолению трудностей;
– имеет адекватную самооценку;
– самооценка в сфере учебной деятельности совпадает с ожидаемой оценкой со стороны учителя, родителей, сверстников;
– осознает важность учебы, имеет чувство необходимости учения, т.е. даже в условиях необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям в школе;
– в мотивации учения преобладают учебно-познавательные мотивы;
– проявляет интерес к одному или нескольким учебным предметам;
– любит школу, хочет учиться, а к переходу из начальной школы в основную относится как к естественному и необходимому событию в жизни;
– умеет общаться со сверстниками и учителями на качественно ином, более «взрослом» уровне.

Таким образом, можно сказать, что высокий уровень развития данных компонентов говорит нам о том, что ребёнок готов перейти в среднюю школу и адаптация у такого ученика с большой вероятностью пройдёт успешно.

Возврат к списку

задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK