Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста

Одним из самых важных периодов в онтогенезе человека является младший школьный возраст, поскольку в этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Анализируя возрастные особенности младших школьников, следует обозначить возрастные границы данного этапа. Выдающийся психолог,  специалист в области детской психологии – Д.Б. Эльконин определял рамки младшего школьного возраста с 7 до 10-11 лет.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность. В школе ребенок овладевает знаниями, умениями, навыками, учится подчиняться правилам и приобретает определённый социальный статус – ученик, одноклассник.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы, т.е. происходит качественная перестройка познавательных процессов.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования психики ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им младший школьник достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый период. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей, определяющих уровень развития психических процессов и самой учебной деятельности.

Главным фактором, обусловливающим развитие детей младшего школьного возраста, является изменение социальной ситуации развития в связи с поступ­лением в школу. Это преобразует систему взаимоотноше­ний ребенка с взрослыми и сверстниками. С поступлением в школу дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений. Старая система взаимоотношений ребенка со взрослыми – «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель».

Другими словами, значимые взрослые — это уже не только близ­кие, но и учитель, реализующий свою высокую статусную позицию не в системе родственных или эмоционально-теплых отношений, а в системе социально-нормативных взаимодействий.

Переломным моментом в младшем школьном возрасте является кризис 7 лет, связанный с психологической неготовностью к школьному обучению. Для семилетнего ребенка, переживающего кризис семи лет, в большей мере характерны манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное паясничание, что связано с утратой детской непосредственности, наивности и возрастанием произвольности, усложнением эмоций, обобщением переживания.

Таким образом, младший школьный возраст – это один из важных возрастных периодов в онтогенезе человека, в котором начинает складываться новый тип отношений с окружающим миром. Стоит отметить, что в воспитании и обучении необходимо учитывать перечисленные выше особенности данного возраста, так как именно они являются фундаментом дальнейшего развития ребёнка и способствуют благоприятному переходу в подростковый возраст.

Возврат к списку

задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK