Родителям первоклассников

Мы рады принять в нашу дружную гимназическую семью её новых членов. Для того чтобы первоклашка с радостью каждый день шел на урок поделимся нашим опытом и маленькими советами:

- главная забота родителей - поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Не забудьте спросить вечером: «Что было интересного в школе?» Возможно не сразу (а чаще всего так и бывает), но он вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на переменке. Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. 

- не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны, или наоборот. Вы же любите своего первоклашку таким, какой он есть, и принимаете его таким, какой он есть. 

- будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите иногда предлагать помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.
- с пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните! Первый класс для родителей - испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости, терпения. 

- психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка. Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и иногда добавляем ложку дегтя в бочку меда: «А вот в прошлый раз то-то и то-то было плохо». 

- не забывайте! В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в учении. В это время малышу очень трудно с самим собой. Не зря же раньше отправляли в гимназию в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако проблем можно избежать, если соблюдать самые простые правила. 

Правило 1. Сразу же определите режим дня. Пусть и примерный. Ребенок должен спать 9 - 10 часов, не меньше. Ежедневные прогулки - 2-3 часа. Завтрак - обязательно! 

Правило 2. Помните, что первоклашка может концентрировать внимание не более 10 - 15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 - 15 минут необходимо прерываться и обязательно делать разминку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. Кстати, наиболее благоприятное время для усвоения знаний с 10 до 12 и 16 до 18 часов. 

Правило 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день. 

Правило 4. Постарайтесь не отправлять ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни тяжелый стресс и стоит ли его усугублять лишними нагрузками? Если занятия музыкой или спортом вы начали до школы, то продолжать можно не опасаясь - это не так стрессогенно. 

Итак, ваша поддержка, внимание к здоровью, вера в своего первоклашку, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия! И не забывайте уделить время самим себе - счастливый родитель - счастливый малыш! 

Удачи вам на протяжении всех гимназических лет! В добрый путь!

Симонов Алексей Геннадьевич,
психолог гимназии,
член Федерации психологов образования России

.Первые дни ребёнка в школе

Начало школьного обучения – это новая ступень, требования которой отличаются от требований, к которым ребёнок привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребёнка, с тем новым местом, которое он начал занимать в обществе с поступлением в школе, а также с особенностями учебной деятельности как главной в младшем школьном возрасте.

Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание и т.п.), должен управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять своё внимание на решение учебных задач и т.п.). Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе – самом напряженном периоде в первый год обучения.

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Продолжительность адаптации к школе у каждого ребёнка разная. В основном, она варьируется от 6-8 недель до 6 месяцев, в зависимости от индивидуальных характеристик учащегося, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.

По мнению физиологов, адаптация к школе у первоклассников проходит в два этапа:

1. Первые 2-3 недели обучения называются «физиологические штормы». За это время организм ребенка реагирует на все новые воздействия со значительным напряжением практически со всех своих систем. Дети тратят много ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что многие первоклассники болеют в сентябре.

2. Следующий уровень адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, почти оптимальные варианты реакций на новые условия.

С точки зрения психологов, всех первоклассников можно условно разделить на три группы по степени адаптации к школе:

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.

Для того чтобы ребёнок успешно адаптировался к школьному обучению, к новым условиям, необходимо не только сопровождение учителя и педагога-психолога, но и моральная и эмоциональная поддержка родителей. Как же родитель может оказать эту самую моральную и эмоциональную поддержку:

1. Создавайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов. Приходя домой, ребёнок должен отдыхать не только физически, но и эмоционально.

2. Настраивайте ребёнка на позитив. Часто родители или близкие ребёнка, желая ему лучшего, в шутку бросают такие фразы: «Ну вот, скоро школа, кончилась твоя свободная жизнь!». Надо ли говорить, что поймет из этого ребенок? Также не стоит запугивать ребёнка: «Надо хорошо учиться! Надо слушаться учителя! Будешь плохо учиться, пойдешь работать дворником!». Бедный ребенок еще не видел школы, а уже начинает ее не только бояться, но и ненавидеть.

3. Сравнивайте ребёнка только с самим собой, и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Ни в коем случае не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми.

4. Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.

5. Показывайте, что вы любите своего ребёнка, несмотря на то, что у него не всё получается, что он не всегда ведёт себя так, как вам хочется. Будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе, почаще обнимайте и целуйте его. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

6. Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.

7. Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.

8. Поддерживайте контакт с учителем, спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета. Не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка. Учитель – это непререкаемый авторитет.

Кроме моральной и эмоциональной поддержки, родителям необходимо обеспечить условия для физиологической адаптации ребёнка к школьному обучению. Роспотребнадзор даёт следующие рекомендации для родителей первоклассников:

1. Выработайте вместе с ребёнком правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Помните, что норма сна в младшем школьном возрасте – 10-10,5 часов. Первоклассникам также рекомендуется организовывать дневной сон. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

2. Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5.

3. Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему. Смотреть телевизор (или работать за компьютером) рекомендуется не более одного часа в день. Очень важно делать короткие или длинные перерывы с гимнастикой для глаз и тела.

4. Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Стул должен иметь невысокую спинку. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол, как в тазобедренном, так и в коленном суставе.

5. Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветуйтесь с врачом и, если это необходимо, подавайте витаминные препараты.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Ирина Павловна Хлыбова

педагог-психолог Вятской гуманитарной гимназии


Как адаптироваться после каникул
(советы гимназистам)

После каникул, как и после отпуска всегда проблематично входить в рабочую (учебную) колею. Что же делать? Вот несколько простых советов. 

1. Будьте оптимистом. Настройте себя на то, что любому человеку чтобы «войти в колею» необходима максимум неделя. 

2. Не пожалейте времени на обсуждение с друзьями летних впечатлений. Когда вы выплеснете все эмоции и воспоминания, то голова «просветлеет» и появится пространство для интереса к учебным делам. 

3. Не сердитесь на учителей! Им тоже нелегко начинать новый учебный год. 

4. Первые дни учебы потратьте на обозрение новых горизонтов и перспектив в своей жизни и учебе. 

5. Если вас посетил сплин и хандра по ушедшему лету, то самый простой способ борьбы с этими врагами– витамины, утренняя зарядка, а главное - горький шоколад – он повышает в крови уровень эндорфинов – гормонов, снимающих стресс. 

Начнем новый учебный год бодро и весело, а главное - продуктивно!

Возврат к списку

задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK