Дети и деньги

С какого возраста стоит давать ребёнку деньги на мелкие расходы?
Тут две точки зрения: или тогда, когда он научиться их считать, или как только он пойдёт в школу. Хотя эти два момента в жизни ребёнка нередко совпадают. Как определить, можно ли уже давать ребёнку какую-то сумму, чтобы он тратил её по своему усмотрению? Просите ребёнка время от времени ходить в магазин. Посмотрите, не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки. Если сочтёте, что он ещё не готов к самостоятельным тратам, обязательно объясните, почему отказываете, подскажите, чему он должен научиться, чтобы получить собственные средства.
Возможности ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные деньги, у внимательных родителей есть. Требовать же полных финансовых отчётов не стоит, особенно от подростков. Вмешиваться необходимо только если вы твёрдо уверены, что деньги тратятся на опасные цели (сигареты, выпивку и т. п.).
Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. А для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психологи считают, что лучше дать, а потом разбираться, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали ребёнка в трудной ситуации
Как часто их выдавать?
Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц представляется им столь значительным сроком, что планировать свои траты так надолго вперёд они ещё не в силах. Выдавать младшекласснику карманные деньги сразу на весь месяц не стоит. Он наверняка не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего потратит всю сумму в первые же несколько дней. Поэтому лучше поступать так: чем младше ребёнок, тем чаще выдачи. Распланировать свои траты, например, на неделю младшиё школьник в состоянии. Старшим подросткам уже можно выдавать карманные деньги раз в месяц или в два месяца – пусть осознают, что такое личный бюджет. В любом случае выдавать карманные деньги нужно регулярно и своевременно. Если родители забывают, опаздывают, переносят сроки без уважительных причин, то и у ребёнка вольно или невольно закрепляется финансовая необязательность.
Сколько?
Это определяется реальными семейными возможностями и здравым смыслом. Сумма должна зависеть от финансового положения семьи и от возраста ребёнка. Но даже если возможности родителей широки, всё равно начинать нужно с малых сумм. И хорошенько обдумать, какие деньги ребёнок сможет разумно потратить в соответствии со своим возрастом. Посоветоваться с ребёнком, вместе всё рассчитать. Запросы и нужды детей растут вместе с ними, поэтому растут и карманные поступления. Одновременно с их увеличением нужно обговорить с подростком, какие из необходимых трат он должен оплачивать из собственных средств. Подростку уже пора усвоить, что часть расходов, которые раньше несли родители, ему придётся теперь покрывать из своих карманных денег: на проездной билет, школьные завтраки, книги, обслуживание компьютера и мобильного телефона…
И не стоит сокрушаться, если по каким-то причинам вы вдруг вынуждены сократить его карманные средства. Просто объясните, в чём причина, договоритесь о сроках. И если уж обещали - выполните своё обещание.
Как выдавать?
По мнению специалистов, есть всего четыре системы «выдавания» денег детям:
- в любое время по его прихоти;
- исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;
- регулярно в определённом объёме, без всяких условий и оговорок;
- также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.
Какой вариант оптимальный, догадаться нетрудно. Ну что значит «с условием»? Оговаривается, на какие расходы предназначаются эти деньги (завтраки, оплата кружка, сладости, развлечения). И родители обещают, что не будут лишать ребёнка карманных денег из-за проступков, но взамен потребуют выполнения определённых обязанностей.
Надо ли контролировать расходы ребёнка?
Если родители жёстко устанавливают, что именно и когда ребёнку можно или нельзя покупать на его личные средства, смысл обладания карманными деньгами теряется. Так ребёнок никогда не научится ими распоряжаться. Голос родителей при покупке какой-то достаточно дорогой вещи должен быть исключительно рекомендательным. Всё-таки это деньги ребёнка. А его финансовые неудачи – всего лишь часть науки управления деньгами.
Что делать, если деньги у него закончились задолго до срока?
Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю, не добавлять к карманной сумме «транжиры» дополнительные средства, чтобы покрыть перерасход. Многие родители считают, что легче и проще снова дать денег и закрыть вопрос. Но эта тактика вредна. Безнаказанность растрат подведёт ребёнка к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае чего всегда покроет приключившиеся по его вине убытки и потери. Ребёнок, привыкнув безоглядно и нерасчётливо транжирить деньги и легко получать от родителей новые суммы, может вырасти в уверенности, что финансовая ответственность для него не существует и в жизни вовсе не обязательна: всегда кто-нибудь да выручит.
Если ребёнок потратил деньги не по назначению, надо дать ему возможность исправить свою ошибку. Разобрать ситуацию вместе с ним, проанализировать причины срыва, выявить бестолковые траты, объяснить, как не допустить их впредь. Но и оставлять ребёнка без копейки в кармане нельзя. Придётся дать ему денег, а потом обязательно вычесть их из следующих выплат. Только так он сможет приучиться к ответственности и освоить понятие долга и кредита.
Можно ли наказывать деньгами?
Нет. Карманные деньги не приз, не награда, не поощрение, а повседневная необходимость. Опыт показывает: лишение карманных денег приводит только к одному результату – дети начинают ловчить и обманывать.
Как грамотно выстроить детский бюджет?
Попробуйте использовать современную методику «трёх фондов». Суть её проста. Бюджет ребёнка делится на три части. У каждой части своя цель и предназначение.
Повседневный карманный фонд. Он выделяется родителями с установленной периодичностью. Используется для текущих трат ребёнка и находится в полном его управлении. Его, конечно, можно быстро растранжирить на ерунду. Но тогда придётся ждать следующей «получки». А можно эти деньги распределить так, чтобы хватило на повседневные нужды до конца оговоренного срока (недели, месяца). А какую-то их часть даже сэкономить и отложить. Воспитательное значение этого фонда – дать ребёнку возможность почувствовать себя самостоятельным и независимым. Проявить предусмотрительность, научиться анализировать различные варианты расходования средств.
Текущий накопительный фонд. Он складывается из денежных подарков, сэкономленных средств или заработанных денег. Цель этого фонда – скопить средства на крупные текущие покупки или подарки друзьям. Свобода распоряжаться таким фондом несколько ограничена: владелец должен советоваться с родителями перед покупкой. Воспитательное значение фонда – укрепление семейной дисциплины, умение планировать, тренировка выдержки и терпения.
Третий фонд рассчитан на длительные накопления. Его источники те же, что и в текущем накопительном фонде. Но решение о его расходовании принимается на семейном совете. Его цель - собрать средства на крупные покупки. Для длительных накоплений целесообразнее открыть в банке текущий счёт или поместить деньги на депозит. В зависимости от возраста ребёнка взаимодействовать с банком нужно в его присутствии, с его активным участием. Воспитательное значение этого фонда в том, чтобы обёспечить ребёнка навыкам равноправных семейных переговоров, умению разбираться в системе вкладов, совершать какие-то банковские операции. Например, обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада.

Е. Иваницкая, газета «Первое сентября» 2008, №6, март

Возврат к списку

задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK