Гуманитарные практики текстовой деятельности в условия реализации ФГОС
Читайте о Форуме "Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС" и его итогах по ссылке.
Издания Кировского регионального отделения АССУЛ
О Межрегиональном фестивале современного урока литературы "Читаем. Думаем. Спорим" читайте по ссылке.
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ФОРУМЕ
«ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
1. Общие положения
1.1. Межрегиональный форум «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС» (далее – Форум) проводится Кировским региональным отделением «Ассоциации учителей литературы и русского языка» при поддержке «Ассоциации инновационных образовательных учреждений Кировской области», в сотрудничестве с МКОУ ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова и КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка».
1.2. Положение определяет условия и порядок проведения Форума, который организуется на средства президентского гранта.
2. Цели и задачи Форума
2.1. Цели Форума:
- разработка и освоение педагогами новых практик текстовой деятельности для реализации целей и задач ФГОС в условиях поликультурного образовательного пространства;
- обобщение и трансляция инновационных идей педагогов по стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности для эффективного восприятия и переработки ими разнообразной текстовой информации в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
2.2. Задачи Форума:
- создать условия для организации и проведения межрегионального Форума педагогов, осваивающих инновационные практики текстовой деятельности;
- обобщить представленный на Форуме инновационный опыт педагогов в форме мастер-классов и статей в учебно-методическом комплекте.
3. Участники Форума
Участниками Форума могут быть педагоги-словесники, а также педагоги любых предметных областей образовательных организаций всех типов на добровольной основе.
4. Сроки и порядок проведения Форума
Форум проводится в три этапа:
- первый этап – подготовительный (октябрь – декабрь 2016 года).
В этот период в соответствии с утверждённым оргкомитетом графиком проводятся обучающие семинары на территориях субъектов, заявивших об участии. Для всех педагогов в декабре организуется вебинар по теме «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС»;
- второй этап – основной, презентационный (январь 2017 года) включает в себя:
представление инновационных идей текстовой деятельности в форме мастер-классов участников территорий субъектов; представление индивидуальных авторских разработок и разработок творческих групп в форме статей участников территорий субъектов;
- третий этап – этап подведения итогов (февраль – март 2017 года) предусматривает издание учебно-методического комплекта; рассылку учебно-методического комплекта каждому участнику Форума; отражение итогов Форума в СМИ.
Все условия участия в Форуме здесь.
8. Заявка на участие в Форуме
Заявка предоставляется в электронном виде по электронному адресу: seminar@vhg.ru
№ п/п | Ф.И.О. участника, творческой группы | Полное наименование ОО (по Уставу) | Тема мастер-класса, статьи | Контакты (телефон, электронный адрес) |
Информация об организации и проведении Форума будет размещена на официальном сайте Вятской гуманитарной гимназии http://www.vhg.ru.
9. Состав оргкомитета
- Елена Олеговна Галицких, профессор, д.п.н., зав. кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения ВятГУ;
- Татьяна Константиновна Косолапова, председатель Кировского регионального отделения «Ассоциация учителей литературы и русского языка»;
- Лариса Александровна Унгемах, методист МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова;
- Наталья Александровна Тупицына, к.п.н., методист КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»;
- Наталья Владимировна Маслак, руководитель предметного педагогического объединения учителей-словесников КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»;
- Наталья Витальевна Широкова, зам. директора по УВР МБОУ гимназия №2 города Кирово-Чепецка;
- Зоя Петровна Сергеева, учитель русского языка и литературы МКОУ гимназия г. Слободского, руководитель окружного методического объединения учителей русского языка и литературы Северного образовательного округа.
10. Авторские права участников Фестиваля
12.1.Оргкомитет Форума обеспечивает соблюдение авторских прав участников в соответствии с российским законодательством об авторских правах.
12.2. Оргкомитет Форума вправе использовать предоставленные участниками материалы в некоммерческих целях.
12.3. Оргкомитет Форума вправе принять решение об отклонении материалов педагогического опыта к публикации.
13. Контактная информация
Адрес представителя организатора Форума:
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76
Тел. (8332) 64-83-65, электронная почта seminar@vhg.ru
Контактные лица:
Косолапова Татьяна Константиновна, председатель Кировского регионального отделения «Ассоциации учителей литературы и русского языка», тел. 8 922 943 16 88
Тупицына Наталья Александровна, методист КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», тел. 8 922 910 14 60
Унгемах Лариса Александровна, методист МКОУ ДПО ЦПКРО, тел. 8 922 919 56 59
9 ноября 2016 года в г.Глазов состоялся сетевой семинар «Текстовая деятельность в условиях реализации ФГОС». Семинар проводился творческой группой педагогов, реализующих президентский грант № 36/1/429-68 от 11/08/16 по теме «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС» Унгемах Ларисой Александровной, методистом МКОУ ДПО ЦПКРО, и Маслак Натальей Владимировной, учителем русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии.
Участниками семинара, который состоялся на базе Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко, стали ученые, учителя школ Глазова и Ижевска, студенты института, всего 31 человек.
Для участников семинара была прочитана лекция «Организация представления идей инновационного опыта текстовой деятельности на площадках Форума» и состоялась презентация учебно-методического пособия "Практики гуманитарного образования: проектирование-событийность-текст". Для желающих принять участие в Форуме был организован круглый стол по вопросам участия в конкурсе учебно-методических разработок, по определению участников мастер-классов, состоялось обсуждение единого смыслового поля в едином контексте.
Выдержки из рефлексивных листов участников семинара.
Что нового Вы узнали о стратегии смыслового чтения и приемах работы с текстом?
- «Бортовой журнал», «Ромашка Блума», «Портфель читателя»; как обратить внимание ребенка к книге и пониманию текста; метапредметность; «книга замечательная!»; расширила представления о некоторых стратегиях и приемах; захотелось узнать еще больше.
Интересен ли Вам представленный опыт?
- опыт очень интересен; хотелось бы узнать больше; «умницы!»; замечательна книга; обязательно прочту и буду использовать.
Председатель РО ООО «АССУЛ» Удмуртской республики Я.А. Чиговская-Назарова: «Вопросы, затронутые на семинаре, чрезвычайно интересны. Они дали толчок к размышлению, что современные образовательные технологии – обязательный компонент в профессиональной подготовке учителя. Презентация учебно-методического пособия вызвала у слушателей особый интерес, обогатила личную копилку методических приемов и методов интересными находками.
Семинар позволил открыть новые грани уже существующих вопросов, связанных с формированием профессиональной позиции для реализации ФГОС. Материалы, предлагаемые для обсуждения, актуальны, полезны, заставляют мыслить, анализировать свою деятельность в сфере методики обучения русскому языку и литературе.
Такие встречи сообществ учителей разных регионов интересны, познавательны, конструктивны. Выражаем большую благодарность организаторам и лекторам».
22-23 ноября 2016 года на базе ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области и Центра гуманитарного образования состоялся очередной семинар «Текстовая деятельность в условиях реализации ФГОС», который подготовила и провела творческая группа педагогов, реализующих президентский грант «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС».
Педагогов школ Пензы и Саранска (41 человек) познакомили с основными идеями опыта учителей КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», представленными в учебно-методическом пособии «Практики гуманитарного образования: проектирование – событийность – текст».
Галицких Елена Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ВятГУ, заслуженный учитель РФ, прочитала продвинутую лекцию «Чтение с увлечением: навигация в мире современной литературы».
Косолапова Татьяна Константиновна, методист КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», председатель Кировского регионального отделения АССУЛ, Почетный работник общего образования РФ, познакомила педагогов с междисциплинарной программой курса внеурочной деятельности «Язык текста» (5-9 класс).
В рамках семинара состоялся круглый стол по подготовке педагогов-словесников к работе на Форуме в едином смысловом поле и в едином контексте, а также по выдвижению инновационных идей текстовой деятельности и организации представления идей инновационного опыта текстовой деятельности на площадках Форума.
Федосеева О.Ф., ректор Института регионального развития Пензенской области: «Яркое представление опыта словесников Кировской области вызвало большой интерес учителей Пензенской области, о чем свидетельствовали выступления участников круглого стола, в рамках которого состоялся продуктивный разговор по актуальной проблематике поддержки и продвижения чтения в образовательных организациях».
Из отзывов участников семинара.
Горячева Т.И.: «Узнала, как можно увлеченно и вдохновенно работать, используя литературные тексты. Открыла для себя новый опыт. Поняла, что «новое – это давно забытое старое». Спасибо!»
Катаева Г.М.: «Поняла, что никогда не надо останавливаться и идти только вперед. И читать, читать, читать!»
Стрелкина О.В.: «Я вдохновилась опытом коллег из Вятки. Огромное спасибо. Поняла, что надо сотрудничать, изучать опыт, что огромное количество книг просто необходимо прочитать в ближайшее время»
Дубовицкая Е.В.: «Спасибо за творческий энтузиазм, за полученный от вас заряд энергии. Захотелось творить. Желаю не останавливаться на достигнутом!»
Кривулина С.А.: «Взяла много нового и полезного. Больше спасибо за рекомендованный список литературы для чтения, за предложенные формы работы с текстом. Постараюсь в своей работе использовать!»
14 декабря в МБОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа имени Г.Е. Егорова» состоялся сетевой семинар «Текстовая деятельность в условиях реализации ФГОС». Семинар проводился творческой группой педагогов, реализующих президентский грант № 36/1/429-68 от 11/08/16 по теме «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС», Косолаповой Татьяной Константиновной, Швецовой Людмилой Викторовной и Тупицыной Натальей Александровной.
Участниками семинара стали 35 учителей русского языка и литературы, члены Чувашского регионального отделения «Ассоциация учителей русского языка и литературы» Чувашской Республики, а также методисты и представители «Чувашского республиканского института образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
С приветственным словом на открытии к участникам семинара обратились руководители региональных отделений «АССУЛ» - Татьяна Константиновна Косолапова (Кировская область) и Валентина Михайловна Табакова (Чувашская Республика), которые рассказали о целях и задачах проведения семинара, итоговом мероприятии - Межрегиональном форуме, который состоится 25 января 2017 года в Вятской гуманитарной гимназии (г. Киров).
Для участников семинара Наталья Александровна Тупицына, методист гимназии, прочитала лекцию «Текстовая деятельность – основа реализации идей ФГОС», в которой презентовала учебно-методическое пособие «Практики гуманитарного образование: проектирование-событийность-текст», рассказала об опыте проектирования и основных направлениях реализации авторской междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» в образовательной деятельности гимназии.
Людмила Викторовна Швецова, зам.директора по воспитательной работе гимназии, рассказала о событийном подходе в проектировании тьюторской деятельности в гимназии: об образовательных событиях в гимназической жизни, которые направлены на создание авторских рефлексивных текстов гимназистов.
Круглый стол для педагогов-словесников, участников семинара, помог увидеть проблемные точки в развитии филологического образования сегодня и сформулировать механизмы их решения, рассказать об инновационном опыте организации текстовой деятельности в различных образовательных учреждениях.
Рефлексивные отзывы участников семинара свидетельствуют о том, что образовательная встреча учителей-словесников двух регионов – Чувашской Республики и Кировской области – состоялась:
Мысль-вдохновение (идея, методическая находка встречи)
- «Весь семинар – вдохновение! Идей множество! Гуманитарные практики учителя-словесника и стратегии смыслового чтения – «очень вкусно» подано! (А.Н. Петрякова)
- «Восторг от встречи с коллегами из Вятской гуманитарной гимназии, от вашей целеустремленности, от силы духа» (Л.Ф. Никифорова)
- «Ставлю перед собой задачу обобщить опыт отдельных образовательных организаций, реализующих инновационные программы» (В.А. Домрачева, специалист ИРО).
- «Грамотная подача непростого методического материала подкупает!» (Ф.И. Васильева).
Мысль-инновация (Какую идею необходимо реализовывать, на ваш взгляд, в своей образовательной организации?)
- «Практика «социального театра» очень актуальна сегодня. А ваши альманахи выпускников - дико интересно!» (А.Н. Петрякова)
- «Очень много новых идей зародила встреча. Это и музейные урока, и тематические выставки, и новые эффективные приемы работы с текстом» (Л.Ф. Никифорова)
- «Захотелось создать свою программу «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» (В.А. Домрачева).
- «Ваши идеи заразительны, будем равняться на вас!» (Т.В. Павлова)
- «Использование интерактивных форм и современных образовательных технологий позволяет выходить сегодня за пределы школьного кабинета» (С.Б. Миронова)
Мысль-оценка (оцените эффективность семинара и высказанных идей в рамках круглого стола)
- «Сегодня произошло со-бытие для всех нас. Спасибо огромное!» (А.Н. Петрякова)
- «В восторге от вашего опыта работы, от ваших идей и результатов!» (Л.Ф. Никифорова)
- «Выражаю огромную сердечную благодарность за практико-ориентированное событие, за желание открыто и
профессионально делиться своим инновационным опытом» (В.А. Домрачева).
- «Обязательно реализую на практике идею публичных уроков русского языка и литературы, применю стратегии смыслового чтения. Спешу на уроки с вдохновением!» (Е.Ю. Осокина).
- «Приобретены новые знания и подведена теоретическая база к имеющимся практическим навыкам. Спасибо за ваш труд, энтузиазм, полезный дидактический материал и подаренные книги» (Ф.И. Васильева).
- «Восхищение вашим титаническим трудом, преданностью профессии педагога! Желаем творческих успехов и новых побед вашему потрясающему коллективу гимназии, новых идей. Не сомневаюсь, что они у вас уже созрели!» (Т.В. Павлова)
- «Семинар оказался плодотворным и интересным. Узнала много нового про эффективные приемы смыслового чтения. Спасибо за методическую литературу, она поможет реализовать полученные знания на практике! (Н.В. Ильина)
- «Горизонт знаний расширился. Были конкретные методические советы, которые захотелось применить на уроках уже завтра. Была и информация «на вырост», с которой ещё предстоит поработать. Спасибо, коллеги, за то, что образовательное событие состоялось!» (И.Г. Евсеева)
- «Технологии и практики гуманитарного образования помогут мне при подготовке к урокам литературы и работе с текстом» (С.Б. Миронова)
- «Спасибо коллегам из Кирова за вдохновение и профессионализм. Захотелось жить и творить!» (М.А. Якимова)
22 декабря 2016 г. состоялся всероссийский вебинар «Текстовая деятельность в условиях реализации ФГОС в современной школе», который провели педагоги Вятской гуманитарной гимназии Косолапова Татьяна Константиновна, председатель Кировского регионального отделения АССУЛ, методист, почетный работник общего образования РФ, Тупицына Наталья Александровна, методист, учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук; Маслак Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы, руководитель предметного педагогического объединения учителей-словесников, Швецова Людмила Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, почетный работник общего образования РФ.
В вебинаре приняли участие около 120 педагогов из различных территорий РФ: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Курск, Калуга, Тверь, Якутск, Омск, Ижевск, Глазов, Пенза: г. Киров и Кировская область (более 12 районов области и г. Слободской, Кирово-Чепецк).
![]() |
![]() |
Педагоги-словесники и учителя других предметных областей, методисты, руководители образовательных организаций, студенты познакомились с основой реализации идей ФГОС - текстовой деятельностью и опытом гимназии по реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». В ходе вебинара была раскрыта событийность в образовании как основа реализации системно-деятельностного подхода и представлены наиболее яркие примеры событийного образования ВГГ. Вебинар завершился обсуждением условий участия педагогов образовательных учреждений в Межрегиональном форуме, который состоится 25 января 2017 года в Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка.
Содержание вебинара помогло педагогам определиться в векторе развития и сформировать профессиональную позицию при реализации ФГОС. Участники онлайн-встречи проявили неподдельный интерес к представленным материалам, задали интересующие и уточняющие вопросы по теоретическому материалу вебинара, а также выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству и развитию партнерских отношений.
контакты
Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru
Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79
Педагог-психолог
Калябина Анна Романовна,
телефон: 35-45-77
Телефоны: 67-50-22, 67-89-51
Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22
Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65