Грант начальная школа
Министерство образования и науки РФ
Министерство образования Кировской области
Вятская гуманитарная гимназия
Грант Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (ФЦПРО-2.3-08-4) «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования»
Итоги
В рамках реализации гранта по итогам конкурса ФЦПРО-2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования» педагогами гимназии были проведены мероприятия, которые носили нормативный, методический и экспертный характер.
Организованная серия обучающих вебинаров для педагогов, предоставила возможность слушателям познакомиться с опытом Вятской гуманитарной гимназии по формированию разных видов УУД в урочной и внеурочной деятельности, а также с системой мониторинга сформированности УУД.
дата |
название вебинара |
количество участников |
|
on-line |
оf-line |
||
12 октября |
Мониторинг сформированности УУД |
57 |
45 |
19 октября |
Проектирование урока, направленного на формирование личностных УУД |
81 |
13 |
26 октября |
Проектирование урока, направленного на формирование регулятивных УУД |
68 |
32 |
2 ноября |
Проектирование урока, направленного на формирование познавательных УУД |
89 |
35 |
9 ноября |
Проектирование урока, направленного на формирование коммуникативных УУД |
67 |
32 |
16 ноября |
Типовые задачи как средство диагностики сформированности УУД |
63 |
14 |
Содержание вебинаров для родителей, которые были организованы в рамках реализации гранта, также отражали основные аспекты формирования универсальных учебных действий. Вебинары носили с одной стороны обучающий характер, а именно, помогали родителям разобраться в особенностях содержания стандарта начального общего образования, новых требованиях к самому процессу обучения и его результатам, объясняли специфику каждого универсального учебного действия, знакомили с методами и приемами формирования универсальных учебных действий в повседневной жизни. С другой стороны, такие встречи с родителями всегда содержали и консультационный характер, когда родители имели возможность получить ответы на интересующие их вопросы в рамках темы вебинара.
дата |
название вебинара |
Количество участников |
|
on-line |
оf-line |
||
19 октября |
Родительская школа: формирование регулятивных умений младших школьников |
69 |
16 |
26 октября |
Родительская школа: формирование личностных умений младших школьников |
52 |
32 |
2 ноября |
Родительская школа: формирование коммуникативных умений младших школьников |
42 |
11 |
16 ноября |
Родительская школа: формирование познавательных умений младших школьников |
31 |
10 |
Одним из результатов инновационной деятельности стало издание учебно-методического пособия «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе средствами современных гуманитарных практик», представляющего опыт педагогов гимназии в разработке и апробации таких гуманитарных практик как: публичного урока и проектной задачи. В пособии содержится как описание методических особенностей новых форм организации учебной деятельности, так и сами разработки учебных занятий.
С целью обобщения и трансляция инновационного опыта по эффективному формированию УУД в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности, а также стимулирования дальнейшего профессионального роста педагогов, в рамках реализации мероприятий гранта, Вятской гуманитарной гимназией был проведен Всероссийский педагогический конкурс методических материалов по реализации программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе. На конкурс было представлено 42 авторские разработки (52 учителя) из разных регионов страны, презентующие инновационные приемы, методы и формы работы, направленные на формирование всех видов универсальных учебных действий в рамках урочной, внеурочной деятельности в школе и учреждениях дополнительного образования, а также в рамках воспитательной программы класса.
Методические разработки победителей и призеров конкурса были опубликованы в научно-методическом электронном журнале «Концепт» и размещены в базе цитирования РИНЦ. Таким образом, еще одним результатом работы стал сборник материалов Всероссийского фестиваля методических работ «Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной и внеурочной деятельности». В сборник вошли статьи, раскрывающие опыт Вятской гуманитарной гимназии по проектированию и апробации Программы формирования универсальных учебных действий и методические разработки победителей и призеров Конкурса. С материалами можно ознакомиться на сайте журнала «Концепт».
Проанализированный педагогическим коллективом инновационный опыт формирования универсальных учебных действий младших школьников был описан в форме аналитического обзора «Рекомендации по совершенствованию программы формирования универсальных учебных действий» и представлен в видеоролике "Опыт ВГГ по реализации программы формирования универсальных учебных действий у младших школьников".
Разработана нормативная база, регламентирующая и регулирующая инновационную деятельность гимназии.
В период реализации гранта на сайте www. Конкурсшкол.рф гимназией была создана методическая сеть (http://конкурсшкол.рф/methodical/id/get/45) по теме инновационной деятельности «Разработка, апробация, внедрение программы формирования универсальных учебных действий в условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования» с целью распространения и обмена опыта деятельности в данном направлении (участников 15):
1. Материалы гимназии, победившие в конкурсе инновационных площадок "Путь к успеху!" в номинации "Лучшая программа формирования универсальных учебных действий" http://rusacademedu.ru/4477-2/ (Количество голосов: 11)
2. Вебинары для руководителей образовательных организаций и педагогических работников (Количество голосов: 17)
3. Вебинары для родителей (Количество голосов: 5)
Кроме того, коллектив гимназии стал участником нескольких методических сетей, созданных образовательными организациями, имеющими опыт реализации инновационных программ воспитания и социализации обучающихся, в также успешно реализующими внутришкольную систему оценки качества образования:
1. Интегративные образовательные практики как механизм формирования и оценки метапредметных образовательных результатов (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 261 Кировского района Санкт-Петербурга).
2. Внутришкольная система оценки проектно-исследовательской деятельности обучающихся (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан).
3. Создание сети школ по реализации "Интегративной модели сопровождения реализации ООП НОО" (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга).
4. Лучшая рабочая программа учебного предмета «Математика» (Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 87).
5. «Создание и внедрение модели муниципального информационного центра научно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы «ЮНИСТАР: Юные ИСследователи – молодые ТАланты России» (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 г.Кировска»).
6. Внутришкольная система оценки качества образования (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа № 2)
7. Модель внутришкольной оценки качества образования (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Гимназия № 33»).
8. Создание образовательной сети электронной оценки качества образования в системе промежуточной аттестации обучающихся на базе технологии MaStEx (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Академический лицей г.Томска).
9. Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга).
10. «Достижение международных стандартов образования через реализацию программы Международного бакалавриата в условиях ФГОС» (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Вектор» г. Зеленоградска").
11. Формирование профессионального сообщества молодых педагогов: разработка и реализация стратегий успеха в современном образовании (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина).
Таким образом, на данном этапе педагогами гимназии проведена большая проектировочная, методическая и экспертная работа по разработке, апробации, внедрению и диссеминации программы формирования универсальных учебных действий в условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования. В процессе реализации гранта нам удалось обобщить и распространить инновационный опыт средствами проведенных мероприятий. Следующим шагом мы видим совершенствование своего опыта, апробируя инновационные идеи и практические разработки педагогов других субъектов Российской Федерации по данному направлению, а также оказание методической поддержки образовательным организациям, заинтересовавшимся инновационным опытом гимназии, посредством сетевого взаимодействия.
Программа мероприятий
1. Обучающие вебинары
Тематика вебинаров для руководителей образовательных организаций и педагогических работников:
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий. Смотреть вебинар
12 октября состоялся первый из обучающих вебинаров для руководителей образовательных организаций и педагогических работников в рамках Гранта Федеральной целевой программы развития образования. Вебинар по теме «Мониторинг сформированности УУД» провели заместитель директора по УВР в начальной школе Санникова Наталья Ивановна и кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВГУ, педагог-психолог ВГГ Лаптева Надежда Витальевна.
На вебинаре были рассмотрены этапы формирования отдельных УУД, приведены формы диагностирования и конкретные задания из диагностических работ, направленные на отслеживание сформированности отдельных УУД. В он-лайн режиме с участниками вебинара обсудили сложности, возникающие при мониторинге УУД из-за их глобализации или детализации в предлагаемых диагностических материалах. Итогом вебинара была презентация системы диагностирования сформированности УУД, разработанная и апробированная в гимназии.
В вебинаре участвовало 57 человек из г. Кирова, г.Кирово-Чепецка, пгт Кумёны, пгт Лебяжье, пгт Фалёнки, пос.Бор Кировской области, а также из г.Санкт-Петербурга, г.Новоалтайска, г Пикалёво Ленинградской области, г.Сургута, г.Клина Московской области и г.Советска Калининградской области. Участники поблагодарили ведущих Наталью Ивановну и Надежду Витальевну за представленный интересный опыт работы.
Материалы вебинара смотрите по данной ссылке.
Проектирование урока, направленного на формирование личностных универсальных учебных действий. Смотреть вебинар.
19 октября состоялся второй обучающий вебинар для руководителей образовательных организаций и педагогических работников в рамках Гранта. Провели вебинар «Проектирование урока, направленного на формирование личностных УУД» учителя начальных классов Пантюхина Нина Алексеевна и Жданова Юлия Викторовна. Педагоги поделились с участниками вебинара опытом учителей гимназии, наработанным по обеспечению ценностно-смысловой ориентацией обучающихся. Были показаны видеофрагменты уроков, через которые Нина Алексеевна и Юлия Викторовна раскрыли приёмы работы по организации мотивации, смыслообразования, самоопределения и гражданской идентичности на примере 1 класса. Ведущие рассмотрели возможности структуры урока с позиций формирования личностных УУД. Также были представлены такие формы работы, как Портфолио гимназиста, Фестиваль семей и Публичный урок, которые позволяют формировать и мониторить сформированность личностных УУД.
На вебинаре был продемонстрирован опыт педагога по географии Мышкиной Светланы Александровны по формированию личностных УУД во внеурочной деятельности через занятия кружка «Краеведение», которые она проводит в 4 классах.
В течение всего вебинара ведущие поддерживали диалог с участниками, задавая им вопросы по заявленной теме перед просмотром видеофрагментов, были очень позитивно настроены, чем демонстрировали прекрасные личные личностные УУД.
В вебинаре приняли участие 81 человек, многие из которых вышли на сотрудничество уже во второй раз. Вебинар получился насыщенным, продуктивным, интересным, за что участники выразили ведущим свою благодарность.
Материалы вебинара смотрите по данной ссылке.
Проектирование урока, направленного на формирование регулятивных универсальных учебных действий. Смотреть вебинар.
|
26 октября состоялся вебинар для руководителей образовательных организаций и педагогических работников. Провели вебинар учителя начальных классов Кузнецова Мария Вадимовна и Халтурина Елена Евгеньевна. |
Педагоги раскрыли суть каждого компонента регулятивных УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция и показали важность их формирования уже в начальной школе для дальнейшего успешного обучения. Мария Вадимовна и Елена Евгеньевна на конкретных заданиях из учебных предметов начальной школы показали этапы формирования каждого компонента регулятивных УУД с 1 по 4 классы. В предложенном видеофрагменте урока технологии в 1 классе, проведённом учителем Нагибиной Натальей Викторовной, участники вебинара смогли проблюдать работу педагога над формированием умения планировать деятельность при аппликации путём совместного составления с обучающимися алгоритма её выполнения. В другом видеофрагменте с урока математики в 3 классе, проведённого Марией Вадимовной, был показан вариант работы по формированию умения контролировать свою работу и работу одноклассника, а во фрагменте с урока русского языка в том же классе - вариант формирования оценки на этапе рефлексии.
Также был представлен опыт по формированию умения прогнозировать в 4 классе педагогом предметником, географом, Мышкиной Светланой Александровной на занятиях кружка «Краеведения» во внеурочной деятельности.
Грамотно выстроенный вебинар позволил участникам структурировать их знания и опыт по заявленной теме, о чём они сообщили в чате и поблагодарили ведущих. В вебинаре приняло участие 68 человек.
Проектирование урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий. Смотреть вебинар.
![]() |
2 ноября состоялся вебинар для педагогов и руководителей образовательных учреждений, который провели учителя начальных классов ВГГ Лебедева Ирина Анатольевна и Ронгинская Светлана Борисовна. |
Ребёнок с первых дней своей жизни познаёт окружающий мир. Сначала ему в этом помогают и направляют родители, затем – воспитатели дошкольных учреждений, а уже после эстафету принимает школа. Таким образом, ребёнок приходит в школу не «белым листом», а с уже определённым уровнем знаний об окружающем его мире и начальным уровнем познавательных действий. Задача педагога и школы – опираясь на имеющийся у ребёнка опыт, повести его дальше и сформировать необходимые познавательные универсальные учебные действия, чтобы он смог сам отвечать на вопросы: что? где? когда? почему? зачем? и другие. Ведущие рассмотрели формирование основных познавательных УУД: логических, общеучебных и постановку и решение проблем на примере опыта начальных классов гимназии. Были предложены видения коллектива педагогов начальных классов гимназии на этапы формирования каждой подгруппы познавательных УУД с 1 по 4 классы. На предложенных видеофрагментах уроков русского языка в 3а (педагог Анофриева Елена Геннадьевна) и 4а (педагог Лекант Ольга Викторовна) классах был продемонстрирован опыт формирования логических УУД, знаково-символических действий и смыслового чтения.
На вебинаре участникам были показаны различные задания по формированию познавательных УУД, в он-лайн режиме обсуждены вопросы: на каких этапах урока формируются определённые логические УУД, каково уровня задания предложить обучающимся для формирования познавательных УУД. Представлен опыт по контролю сформированности познавательных УУД в форме проектной задачи. По мнению участников вебинар был интересен и полезен.
В вебинаре приняло участие более 89 человек.
Материалы вебинара смотрите по ссылке.
Проектирование урока, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Смотреть вебинар.
![]() |
9 ноября состоялся вебинар в рамках Гранта. Провели вебинар «Проектирование урока, направленного на формирование коммуникативных УУД» учителя начальных классов Бережных Елена Вениаминовна, Бочкарёва Юлия Александровна и Гашкова Наталья Леонидовна. |
Ведущие погрузили участников вебинара в проблему формирования коммуникативных УУД через подробный анализ трёх видов коммуникации: умение воспринимать и интерпретировать информацию через вопросы, умение сотрудничать с людьми при общей работе и интериоризацию – умение рассказать о своих действиях в процессе деятельности. Были рассмотрены основные виды вопросов («ромашка»), с которыми сталкиваются обучающиеся на уроках, и чтобы грамотно ответить на которые, необходимо знать, как это делать – вот путь формирования одного из видов коммуникации. Второй стороной этого вида коммуникации является умение задавать вопросы по услышанной информации или непонятному в ней – эту проблему также осветили ведущие вебинара. Сотрудничество с другими в работе для младших школьников – очень непростая задача, т.к. надо уметь слышать и принять мнение другого или корректно его изменить. Поэтому учителя поделились «рецептами» парной и групповой работы на уроках. Опыт педагогов Бережных Е.В. и Бочкарёвой Ю.А. по этому виду коммуникации был продемонстрирован в видеофрагментах уроков русского языка и окружающего мира. Также были презентованы такие формы работы, как публичный урок и проектная задача. Участники смогли увидеть видеофрагмент публичного урока Пантюхиной Нины Алексеевны «Человеческие ценности», где в сотрудничестве детей и взрослых открывались важные моральные аспекты человеческой жизни. На примере проектной задачи «Азбука» было продемонстрировано получение «продукта» первоклассниками - странички журнала, где каждая буква русского алфавита была представлена в разных жанрах.
Вебинар получился насыщенным и интересным. В вебинаре приняли участие более 67 человек.
Материалы вебинара смотрите по ссылке
Типовые задачи как средство диагностики сформированности УУД. Смотреть вебинар.
16 ноября состоялся завершающий вебинар для руководителей образовательных организаций и педагогических работников в рамках Гранта. Тему итогового вебинара раскрыла кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГУ, педагог-психолог ВГГ Лаптева Надежда Витальевна. |
Ведущая на примерах из опыта работы начальной школы гимназии показала отличия типовых задач по диагностике сформированности УУД от предметных задач, с которыми педагоги работают на уроках, и предложила градацию типовых задач: 1) встроенные в предметную задачу; 2) дополняющие предметную задачу; 3) самостоятельные задачи.
Также Надежда Витальевна рассмотрела вопрос, как подбирать типовые задачи для диагностики сформированности УУД, исходя из планируемых результатов по формированию метапредметных УУД по годам обучения на примере одного регулятивного УУД – планирование: в 1 классе – работа по готовому алгоритму, во 2 классе – составление алгоритма из готовых формулировок, в 3 классе – корректировка предложенного алгоритма с ошибками или пропусками, в 4 классе – самостоятельное составление алгоритма.
Чтобы знать, какая задача подходит по уровню к каком классу, необходимо её апробировать на разных параллелях и по степени выполнения резюмировать о её адекватности применения. Участники попробовали сами определить, когда можно предложить некоторые виды задач, и убедились, что это непросто и надо хорошо владеть знанием предметных областей по годам обучения.
В завершении серии вебинаров участникам был предложен видеоролик о реализации ФГОС в начальной школе гимназии. Участники поблагодарили за представленный опыт коллектив педагогов начальных классов ВГГ и отметили его высокую практическую значимость. В вебинаре участвовало 63 человек.
Материалы вебинара смотрите по ссылке.
Тематика вебинаров для родителей («Родительская школа»)
Современные стандарты определяют универсальные учебные действия как обязательные результаты обучения наряду с предметный знаниями и умениями. Формирование универсальных учебных действий – длительный процесс, который требует организации специальных условий не только в рамках школьного обучения, но и дома. Ребенок, который может организовать себя в бытовых вопросах, сможет справиться и с организацией учебной деятельности. На вебинарах мы рассмотрим содержание универсальных учебных действий и условия, необходимые для их формирования. Вы получите возможность познакомиться с методами формирования универсальных действий в повседневной жизни и помочь своему ребенку в обучении.
Формирование регулятивных умений младших школьников. Смотреть вебинар.
19 октября состоялся первый вебинар «Родительской школы» по теме «Формирование регулятивных умений младших школьников». Провели вебинар для родителей Лаптева Надежда Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВГУ, педагог-психолог ВГГ, и Рябова Юлия Александровна, педагог – психолог ВГГ.
В теоретической части вебинара ведущие раскрыли компоненты регулятивных УУД и их важность в процессе обучения. Целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, самокоррекция – действия не простые, им нужно учиться, поэтому совместная деятельность педагогов и семьи позволит ребёнку в дальнейшем стать успешным, и даже во взрослой жизни.
В практической части были предложены различные группы игр (на внимание, координацию, настольные, пальчиковые), которые позволяют и в семье формировать регулятивные УУД, т.к. принимать и соблюдать правила, принимать поражение или победу и анализировать их причины – это и есть начальные регулятивные УУД.
Некоторые игры участники смогли попробовать непосредственно с экрана, повторяя за психологами, а некоторые пронаблюдали в предложенных видеофрагментах.
Надежда Витальевна и Юлия Александровна рекомендовали родителям организовать визуализацию формирования регулятивных УУД через фотографирование результатов деятельности своего ребёнка или ведение тетради успехов (или Портфолио), а также интересную форму - Карта желаний (сектор путешествий, сектор моё хобби и т.д.). Кроме того, на формирование регуляции большое влияние оказывает соблюдение режима дня и выполнение домашнего задания. Как грамотно помочь ребёнку выполнить заданное на дом родители смогли увидеть ещё в одном видеофрагменте.
На протяжении всего вебинара в он-лайн режиме участники обменивались своим опытом по заявленной теме и задавали волнующие их вопросы. Ведущие старались дать исчерпывающие ответы. Итогом вебинара послужили главные правила педагогики: системность в воспитании и единство требований в семье и школе – залог успешного формирования не только регулятивных УУД. Участники поблагодарили психологов за представленные рекомендации.
В вебинаре приняли участие 69 человек.
Материалы вебинара можно скачать по ссылке
Формирование личностных умений младших школьников. Смотреть вебинар.
26 октября состоялся второй вебинар «Родительской школы» по теме «Формирование личностных умений младших школьников». Провели вебинар для родителей Лаптева Надежда Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВГУ, педагог-психолог ВГГ, и Рябова Юлия Александровна, педагог – психолог ВГГ.
Ведущие объяснили участникам, что компонентами личностных УУД являются самоопределение, смыслообразование и нравственная оценка. Что формирование их возможно лишь при активном и системном участии родителей. При формировании самоопределения важно помочь ребёнку осознать разные «Я»: личностное («Кто я?», «Какой я?»), социальное, духовное, а формирование смыслообразования заключается в развитии и поддержании внутренней положительной мотивации (чтобы ребёнок хотел сам, а не его заставляли!). Ведущие заострили внимание участников на том, что только успех позитивно влияет на формирование адекватной самооценки у ребёнка. Значит ли это, что ребёнка нельзя ругать и наказывать? Нет, главное – чтобы сначала был положительный посыл, а уже после аргументированное порицание. Но и хвалить надо разумно, уметь замечать позитивные продвижения в малом, а для этого вести Портфолио или визуализацию успехов ребёнка и больше с ним общаться, особенно – вместе играть.
Юлия Александровна рекомендовала родителям организовывать следующие игры с ребёнком: «Лесенка», «Какой бы я был(а) книжкой?», «Перевёртыши», «Подарок», «Крокодил», «Эрудит» и другие. Также участникам были представлены книги, которые помогут в формировании личностных УУД у детей: Субботина Е.А. «Сказочки для будущих первоклассников» и Сухомлинский В.А. «Притчи». Участники получили опыт, который поможет их ребёнку стать более успешным, легче адаптироваться в новой ситуации. В вебинаре приняло участие 52 человека. |
![]() |
Материалы вебинара смотрите по ссылке
Черты характера
Формирование коммуникативных умений младших школьников. Смотреть вебинар.
|
2 ноября состоялся вебинар для родителей «Формирование коммуникативных умений младших школьников». Ведущие Лаптева Надежда Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВГУ, педагог-психолог ВГГ, и Рябова Юлия Александровна, педагог – психолог ВГГ. |
«Тот, кто владеет информацией – владеет миром», - гласит мудрость, а поделиться информацией – значит, быть лидером в мире. Умение донести информацию до других – это и есть коммуникативные УУД. Они делятся на три группы: коммуникация речевая, коммуникация как вид общения и интериоризация. Как родителям помочь в формировании данных групп коммуникации у своих детей и был посвящён вебинар. Ведущие раскрыли формы каждой группы коммуникации, и через конкретные игры («Близнецы», «Противостояние», «Дорога домой», «Горная тропа» и другие), и на видеофрагментах с занятий с гимназистами, и отрывках м/ф показали процесс формирования коммуникативных УУД: как происходит собственно формировании; какие возникают сложности; как дети сами их объясняют; и что делать взрослым по разрешению возникающих проблем.
С участниками вебинара шёл активный диалог: ведущие задавали вопросы – родители делились своим опытом; и наоборот, родители задавали волнующие их вопросы по заявленной теме – и ведущие компетентно отвечали, старались донести научные знания через их практическое применение.
1,5 часа общения пролетели незаметно: так было актуально то, что показывалось и о чём говорилось. Родители, обогащённые знанием, поблагодарили Надежду Витальевну и Юлию Александровну. В вебинаре участвовало 42 человека.
Материалы вебинара смотрите по ссылке.
Родительская школа: формирование познавательных умений младших школьников. Смотреть вебинар.
|
16 ноября состоялся завершающий вебинар. Ведущие Лаптева Надежда Витальевна, к.пс.наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГУ, педагог-психолог ВГГ, и Рябова Юлия Александровна, педагог-психолог ВГГ, раскрыли важность познавательных умений для обучения в школе и жизни в целом. |
Ведущие рассказали, что познавательные УУД делятся на: смысловое чтение, логические действия и ИКТ. Затем по каждому виду были предложены игры, которые помогут родителям в их формировании. Так по смысловому чтению надо начинать с игр на распознавание образа букв «Найди спрятанную букву», «Слепи букву» и т.п. Затем предлагать игры на визуализацию слога – в слоговых таблицах составлять из слогов слова и предложения или находить слоги по заданному условию. После играть в игры на образ слова: разнообразные филворды, анаграммы, чайнворды и синквейны. Только после этого переходить к обсуждению с ребёнком прочитанного или просмотренного с целью выяснения понимания главной мысли и характеров героев и их поступков. Интересны и важны игры на собирание пословиц и поиск ошибки в слове или тексте.
По формированию знаково-символических умений ведущие рекомендовали играть в ребусы, танграм, составлять модели из кубиков по системе Никитина или конструкторов, в том числе Лего, кодировать в схемы или рисунки информацию сказок или природных наблюдаемых явлений. Такие игры тесно связаны с формированием логических УУД. «Посмотри и найди отличия», «Продолжи закономерность» и многие другие примеры из пособия Зака и Ш.Ахмадуллина были предложены и разыграны с родителями.
Современные дети хорошо владеют гаджетами, а вот работать с информацией на компьютере не всегда получается, поэтому Надежда Витальевна показала мастер-класс, как помочь подготовить выступление с ребёнком при помощи Интернета и презентации. Главное – вместе с ребёнком, чтобы он участвовал, анализировал, вникал и понимал, а не за него, и не просто выпечатать всю текстовку подряд. Юлия Александровна презентовала серию поисковых познавательных игр «Искатель» вместо шутеров, которые зомбируют сознание и травмируют психику подрастающего поколения.
Родители активно участвовали в проведении вебинара и поблагодарили ведущих за полезную информацию и представленный опыт. В вебинаре участвовало 31 человек.
Материалы вебинара смотрите по ссылке.
2. Всероссийский дистанционный педагогический конкурс методических материалов по реализации программы формирования УУД в начальной школе.
Закончился первый этап Всероссийского дистанционного педагогического конкурса методических материалов по реализации программы формирования УУД в начальной школе рамках Гранта. Всего на конкурс прислано 40 работ с презентациями, фотографиями и приложениями.
Из них по направлению «Формирование УУД младших школьников в урочной деятельности» 28 работ (30 педагогов), тематика работ представлена по основным предметам начальной школы; по направлению «Формирование УУД младших школьников в рамках реализации воспитательной программы класса» 6 работ (8 педагогов), представлены классные часы и интеллектуальная игра; по направлению «Формирование УУД младших школьников во внеурочной деятельности в школе и учреждениях дополнительного образования» 6 работ (12 педагогов), представлены проектные задачи, занятия в рамках кружков «Азбука краеведения и туризма» и «Речевая культура с элементами театра»
В конкурсе приняли участие педагоги школ, как города Кирова, так и Кировской области, и России.
Школы г. Кирова: №9, № 20, №27, №48, №60, Вятская гуманитарная гимназия, школы Кировской области (школа п. Кумёны, школа д.Ванино, п.Бор Афанасьевского района, лицей г. Кирово-Чепецка, гимназия № 2 г. Кирово-Чепецк, гимназия г. Слободского, Лицей г. Малмыжа, школа п.Фаленки, школа п.Светлополянск Верхнекамского района, школа с УИОП №1 г.Советска, школа с УИОП п.Уни, школа п.Речной Кумёнского района), школы России (Лицей №101 Выборгского района, г.Санкт - Петербург; гимназия №87 Краснодар, Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», г.Усть-Илимск).
Завершился второй этап Всероссийского дистанционного педагогического конкурса методических материалов по реализации программы формирования УУД в начальной школе. Жюри проанализировало и оценило представленные работы с позиций актуальности форм и заданий по заявленной теме конкурса. С результатами экспертной оценки работ конкурса можете ознакомиться по ссылке.
Работы победителей и призёров конкурса.
Бережных Е.В., Бочкарева Ю.А., Гашкова Н.Л.
Боговарова О.Г., Пономаренко О.В., Чеснокова Е.А.
контакты
Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru
Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79
Педагог-психолог
Калябина Анна Романовна,
телефон: 35-45-77
Телефоны: 67-50-22, 67-89-51
Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22
Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65