Встреча

Встреча
21 декабря 2017

Журнал «Литература в школе» является методическим помощником многих педагогов-словесников России. В Кировской области журнал активно используется учителями не только при подготовке к урокам, но и как площадка для передачи инновационного опыта работы. Загляните в номер девять за 2015 год. Спецвыпуск посвящен Кирову и Кировской области, так как представленные в номере материалы раскрывают духовные ценности людей, связанных с Вятским краем. Это материалы об А.И. Герцене, А.С. Грине, Н. Заболоцком, В. Крупине, А. Лиханове и многих других. Здесь статьи ученых и уроки учителей, раскрывающие красоту вятской земли и ее жителей. Номер оказался настолько востребованным, что главному редактору журнала Надежде Леонидовне Крупиной пришла мысль продолжить сотрудничество с вятскими педагогами. С этой целью Надежда Леонидовна приехала в Киров, и в Вятской гуманитарной гимназии состоялась встреча учителей русского языка и литературы.
Важно, что разговор получился не только о проблемах современной литературы и условиях откровенного диалога со школьниками нового века, но и о духовно-нравственных ценностях людей разных поколений. Надежда Леонидовна провела удивительный мастер-класс на основе присланной ей статьи одной учительницы по рассказу Л. Петрушевской «Страна». Выбор произведений для чтения и изучения на уроке с современными детьми, выбор проблем, волнующих сегодня старшеклассников и педагогов, – начало проблемного разговора, который предложила Надежда Леонидовна. Бережно прикасаясь к каждому слову учителя, который описывает урок, и к тексту автора, на основе которого ведется анализ, Крупина Н.Л. показывает необоснованность выбора текста учителем и несоответствие проблем рассказа жизненному опыту старшеклассников. «Мерзости жизни» (М. Горький) окружают нас сегодня повсюду. Проблемы детей и родителей зияют, как обнаженная рана, – хочется просто вскрикнуть, закрыть эту рану чем попадя и сказать: «Боже мой! Так не может быть!» Но это есть: пьющая от безысходности женщина, ребенок, у которого нет ни общения, ни ласки мамы - она здесь, но ее нет. Л. Петрушевская скупа в изобразительно-выразительных средствах речи. Не потому ли, что и речи-то нет. Есть страдающее сердце женщины, не умеющей справиться с трудностями жизни, есть молча играющая девочка, которой как будто и нет. И сны… Какие-то «божественные сны», которые почему-то снятся и маме, и девочке…
Зачем эту историю обсуждать с современными детьми? Найдет ли она отклик в сердцах подчас равнодушных и жестоких подростков? И вспоминается «Ведьма» Т. Михеевой - рассказ, в котором тоже нет будущего, потому что героиня погибает от злого окрика «мерзкой» Людки – исчадия ада современной жизни. Нужны ли такие произведения в школе, важно ли обсуждать проблемы, на которые не может еще откликнуться душа взрослеющей личности?
Размышления педагогов приводят к мысли, что зло любой эпохи рано или поздно освящается победой добра. А в подобных произведениях нет добра ни реального, ни виртуального… Нет ничего, что вселяло бы светлую радость в растущие души.
Надежда Леонидовна называет другие произведения, которые стоят сегодня на книжной полке современности: В. Токарева «Мои мужчины» и «Дома стоят дольше, чем люди», С. Куняев «Любовь, исполненная зла», Ю. Казаков «Премия», «Райские хутора» Я. Шипова, рассказы-притчи протоирея А. Ткачева. Учителя продолжают «ставить» на эту полку новые книги, в основе которых есть вера и надежда, любовь к жизни.
Все участники встречи согласились с тем, что ценностный выбор художественного текста учителем определяет содержание диалога с детьми и методическое оформление конспекта урока. Тогда и обоснованно появляются у педагога образовательные, воспитательные и развивающие цели урока, тогда и жить хочется, и верить, что жизнь полна и многообразна. И что «страна Л. Петрушевской» – это горькая правда, обобщать которую не стоит в рамках уроков русской литературы. «Страна жизни» шире и лучше, богаче и интересней. Это страна, в которой всегда есть надежда. Именно о надежде на великие ценности жизни говорили далее учителя, радуясь, что мастер-класс по мировосприятию и методике преподавания литературы провела им Надежда Крупина.
Учителя Вятской гуманитарной гимназии предлагают для общения со школьниками свою книжную полку по актуальным проблемам современной жизни. Готовится спецвыпуск журнала. А значит, продолжение следует!
Татьяна Константиновна Косолапова, Наталья Александровна Конышева, методисты гимназии


<< Назад в список событий
задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK