Экспедиция

Экспедиция
21 октября 2016

13-17 октября гимназисты 10в класса (тьютор Н.В. Маслак) знакомились с творчеством Тургенева, Толстого и Чехова не на привычных уроках, а в очередной интегративной образовательной экспедиции. Мелихово, Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна, Поленово, усадьбы давно ушедших писателей и художника, позволили гимназистам погрузиться в иную эпоху, понять философию того или иного автора (или только задуматься над тем, зачем мы живём), перечитать (или прочитать) литературное произведение, выбранное случайно в дороге...
Примечание. Мы напечатали тексты путешественников без сокращения. Читать их одно удовольствие). 

Софья Горлова, гимназистка 10в класса: «Природа уже засыпает, окутанная сумерками, и птиц не слышно, и людей нет. «Какая тишина… Может, взорвём её криком?» Но тишина сама взрывается в наших ушах, вонзается в каждую клетку кожи. И холод перестаёт быть холодом, и ресницы медленно смыкаются. Мы слышим себя. Наконец-то слышим себя! Хочется остановить время и запечатлеть миг на фотографии и бумаге, в слове. Я хватаюсь за всё и сразу, а в голове только: «Время, замри!» Оно, конечно, не слушает. Срывает с деревьев последние листья, несёт Оку, а вместе с ней и нас несёт – в другую тишину: чеховскую, поленовскую, тургеневскую, толстовскую…

1.JPG

2.JPG

4.JPG

Мелихово встретило нас элегантным красным зонтиком экскурсовода, капустой на грядках, цветущими розами и георгинами, среди которых замер Чехов. Купив усадьбу почти вслепую, писатель не прогадал: место хоть и глухое, но невероятно душевное и красивое. «Если я писатель, то должен жить среди народа», - говорил он. И действительно - в Мелихово писалось, творилось…  
Идём по Аллее любви. Все загадывают желания и молчат, чтобы наверняка сбылось. А мне не о чем молчать, загадывать нечего. Я опять фотографирую. Я и так чувствую себя счастливой.
А другая аллея, из тридцати восьми сортов сирени, приведёт нас к Нему, как будто живому, смотрящему в даль своим взглядом «с прищепочкой»; а мы невзначай обернёмся, когда уже будем на первой ступени автобуса: Чехов, ты слышал себя, ты слышал народ, живущий рядом. Ты писал, что слышал. И мы тоже слышим. Тебя.
А дальше – Поленово на берегу Оки. Листья на деревьях словно горят, сами деревья будто улыбаются, и вся природа говорит: здесь Он был, Поленов.
Дом его, удивительно, похож на европейский. Но внутри всё по русским обычаям: и красный угол, и букеты полевых цветов на каждом столе, на стенах – картины.. «Кисть Иисуса Христа» и «Голова нубийца» - наиболее запомнившиеся фрагменты произведений.
Выйдя из дома, мы направились прямо на берег Оки. И каждая песчинка казалась минутой в огромных песочных часах жизни. Оставив следы на мокром песке, мы идём к автобусу. Нас ждёт Тургенев.
Биографии поэтов и писателей забываются так же быстро, как проходит урок литературы. Прочитай учебник, законспектируй, да хоть наизусть выучи – всё равно ненадолго запомнишь, кто где учился и кто где какое произведение написал… Но, когда ты стоишь на поросшей мхом дороге, ведущей к дому Тургенев, или когда ты совсем рядом с огромным самосоном, на котором иногда создавались строки тургеневских произведений, - всё иначе: ты будто не просто созерцаешь чью-то жизнь со стороны, а становишься причастным к человеческой истории.

5.JPG 6.JPG 9.JPG


…Но вот мы уже направляемся в Ясную Поляну. Она – не застывший момент - в ней вовсю кипит жизнь: среди яблоневых деревьев гуляют лошади, гуси, чуть поодаль – пасека. Но движение это происходит лишь в условно созданных рамках, выйдя за которые попадаешь к оврагу. Ни памятника, ни креста, ни простого камня – ничего не указывает на то, что под землёй покоится Лев Николаевич Толстой. И опять тишина, проникающая в каждую трещинку земли, обволакивающая пришедших людей и, как нить, связывающая их с духом писателя. Но вернёмся в рамки – зайдём в дом Толстого. Там тишины уже не встретишь: лестница, ведущая на второй этаж, скрипит, будто шепчет; а в одной из комнат сам писатель читает письма-послания (это фонограф, на который был записан голос Толстого); проходишь мимо других комнат – слышишь стук пальцев по клавишам печатной машинки и перелистывание книжных страниц… Но стоит лишь спуститься по той же шепчущей лестнице вниз, зайти в комнату, где когда-то хранились окорока и другая снедь, - ни один звук не проникает через метровые выбеленные стены. Именно в этом помещении , впоследствии переделанном в кабинет, создаются главы «Войны и мира» и «Анны Карениной». Именно в этой тишине рождается звук, слово, проза…
Мы так далеки от тех времён, когда ещё и пенициллин не был изобретён, когда писали картины, а не фиксировали жизнь на фотокамеру, тексты писали от руки, а не печатали. Мы так далеки от той размеренной жизни, когда делали всё по уму и к каждому делу относились с особенным трепетом. Мы – другие, многое не понимаем и не принимаем. Но не в этом суть… Всё держится на прошлом, а точнее – на нашей памяти. И история жива, пока память наша будет жива".

Алиса Марьина: «...В интегративных экспедициях мы не только знакомимся с культурным наследием нашей страны, но и получаем возможность увидеть свой класс с другой, неформальной, стороны. Мне, как новому человеку, эта поездка была особенно нужна и важна. Во время учебного процесса трудно найти время для общения на свободные темы, для разговоров по душам, и поэтому здесь я почувствовала прелесть чтения по ролям «Трёх сестёр» Чехова в номере гостиницы, чай с печеньем в поезде, совместных прогулок и фотографий, прелесть запаха свежих яблок в Ясной Поляне… Без пафоса и наигранности думаю, что в такие моменты искренне ценишь тех людей, которые тебя окружают, эмоции, которые мы дарим друг другу, и воспоминания, которые останутся с нами на всю жизнь.

7.JPG 11.JPG 8.JPG

Анжела Саргсян: «Приобщение к русской литературе, воспитание эстетического вкуса, укрепление социальных связей – очевидные плюсы интегративных образовательных экспедиций. Но ограничиваются ли наши маленькие путешествия только перечисленными достоинствами?
Отнюдь. Из года в год: поезд, осень, ветер, рефлексия, яблоки. И если первые три обусловлены исключительно географией, а магия пятого до сих пор не поддаётся никакому логическому объяснению, то четвёртый достоин внимания.
Поездки до странности тормозят ход времени, а оставшиеся 360 дней между ними пролетают невообразимо быстро. И пусть поместья похожи одно на другое (?), да и тополя, и яблони, и берёзы везде одинаковые, пусть нас повсюду преследует небезызвестный серенький ситец бледных, бедных (?) небес и пронизывающий свист ветра – тем лучше. Традиционное фото на мостике, тихий променад по дорожкам, где пару веков назад также неспешно прогуливались классики русской литературы.
А вместе с тем, обветренные губы отказываются поддерживать светскую беседу, а шорох листвы под ногами заглушает обрывки фраз идущих позади; единственное, что остаётся делать, - предаваться воспоминаниям, сравнивая себя и, пожалуй, некоторых одноклассников с тем, чем мы были год назад…
Что же с нами стало? Повзрослели? Возможно, отчасти. Смотря что мы вкладываем в понятие «взрослый человек». Взрослый – это тот, кто в состоянии выдержать даже самую скучную экскурсию, изображая интерес и не отвлекаясь на шуршание бахил? Или же тот, кто предпочитает Чехова на ночь охоте на грызунов? А может быть, тот, кто, несмотря на привычную собранность, радуется, как маленький ребёнок, найденному яблоку?

10.JPG

15.JPG

12.JPG

Представляется разумным определять взрослого человека по следующим критериям: уважение к окружающим с отсутствием желания нравиться всем; умение брать ответственность за свои поступки, признавать собственные ошибки и руководствоваться разумом, а не чувствами; нежелание обременять кого-либо рассказами о собственных трудностях, стремление к сублимации; стремление к саморазвитию (интеллект, трудолюбие, тактичность и нравственность подразумеваются).
Не нам судить о том, насколько быстро мы взрослеем и взрослеем ли вообще, но готова поспорить: за время поездки об этом задумался если не каждый, то хотя бы каждый второй. Каждый третий ждал от экспедиции большего, а каждый четвёртый, быть может, пожалел о том, что пришлось вернуться домой (чему в большей степени способствовала атмосфера утра понедельника и саундтрек из «Профессионала»). И не важно, захотелось ли получит в наследство небольшой, гектаров 200, участок с трёхэтажной усадьбой, конюшнями и цветниками или раствориться в толпе на Ярославском вокзале со стаканчиком кофе и завораживающим ощущением темпа столицы, главное – не возвращаться домой… Что это – жажда свободы, подкреплённая юношеским максимализмом, или убеждённость в исключительности собственной личности, которой тесно в нашем неисправимо провинциальном городке? Или, быть может, действительно повзрослели?»

Александр Клец: «История учит нас тому, что ничему нас не учит». Но разве мы пытаемся научиться?
Великая глупость, на мой взгляд, не только сносить памятники, установленные прошлыми поколениями, но и устанавливать памятники людям, действия которых нам не позволяет оценить хоть сколько-нибудь объективно разница в эпохе, в которой мы живём.
С открытием Древнего Египта, с началом раскопок полисов Древней Греции и городов Римской империи, музеи закрепил за собой облик паноптикумов, хранилищ редкостей, ценностей и странностей. Объединённые общими временем и местом создания, сплочённые породившей их культурой, экспонаты музея зачастую сильно диссонируют с самим музеем как представителем нашего времени. Проблема в том, что для стен самого музея экспонаты представляются именно диковинной, непонятной, несообразной с привычной действительностью… Для времени, в котором были созданы нынешние экспонаты музеев, они вполне понятны, осмысленны самой окружающей действительностью, сами осмысляющие её. Сейчас трудно по достоинству оценить коллекции музеев, кроме как удивиться их непривычности.
Музеи, однако, несомненно ценны для людей, посещающих их не ради диковинок, а ради самой связи с ушедшей эпохой. Только такие люди смогут, отбросив очки современности, заглянуть через коллекции музеев в сами людские души прошлого».


<< Назад в список событий
задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK