Урок мужества

Урок мужества
11 мая 2016

После Победы в самой кровопролитной и страшной войне в истории нашей страны и всего человечества прошло уже более 70 лет. С каждым годом тех, кто помнит те страшные годы, становится все меньше, с каждым годом слово «война» все больше, по мнению многих, «выцветает».  Но сегодня так важно сохранить эту Великую память Великой Победы, передать ее следующему поколению, чтобы «время бурь» (как называл это время публицист и философ С. Соловейчик) больше не повторялось. Когда война идет на территории твоей страны, то сражаются все: мужчины, женщина, дети. И у каждого из них - своя война, своя память, своя победа. Каждый из них — герой. Нельзя забывать ни о солдатах, сражавшихся на передовой, ни о работниках тыла, самоотверженно трудившихся по 12 часов в сутки, ни о медсестрах, спасавших жизнь раненых, ни о простых гражданах, которые отдавали свои средства на вооружение армии, ни о детях, которые свое детство провели под бомбешками, в коцлагерях, которые пережили весь ужас войны вместе со взрослыми.

Смирнова Маргарита, 9б класс

Урок мужества, прошедший в 9б классе, представлял собой знакомство не только с произведениями художественной литературы о войне, но просмотр художественного фильма С.Бондарчука «Судьба человека» и знакомство с героем войны, ветераном Великой Отечественной войны Брольде Семеном Иосифовичем, тружеником тыла, ветераном труда.

Фильмы о войне – это особые фильмы, которые вызывают сильные эмоции.  Такие фильмы не устаревают, потому что тема войны, образы русских воинов, победивших в Великой Отечественной войне, с каждым годом все сильнее привлекают к себе внимание молодежи. Вот отзывы о фильме С. Бондарчука «Судьба человека», снятого в 1959 году гимназистов 9б класса.

  «Фильм, в котором рассказывается о жизни одного человека на фоне исторических событий, был создан по рассказу-эпопее «Судьба человека» М. А. Шолохова.

  Начало фильма было представлено так: мирное время, создаются семьи, строятся дома, дети радостно бегают по улице. Все хорошо, как вдруг картина сменяется плачем жен и детей, … бесконечным поездом, увозящим мужчин на войну. «Судьба человека» - рассказ в рассказе, главным героем которого является Андрей Соколов, повествующем о своей совсем не простой судьбе.

  Так как этот фильм я смотрела уже не в первый раз, то мне, может быть, было легче понять сам смысл как художественного и кинематографического произведения.

  Пересмотрев его сегодня, я «вынесла» для себя еще много уроков и важных деталей, для понимания смысла этого фильма. Невозможно смотреть этот фильм без слез. Один только момент в самом конце произведения, когда Ванюшка, кидаясь на шею Андрею Соколову, кричит: «Папка, родненький! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!», чего стоит! Посмотрев этот фильм, я с гордостью вспоминаю историю своих прадедов, историю, который не должен забывать каждый гражданин нашей страны.

  Да. На долю Андрея Соколова выпали трудные испытания. Немногие бы их выдержали, но он нашел в себе силы и прошел это страшное испытание с честью. На протяжении всего фильма можно заметить, что во снах ему виделась семья: жена, сын и две дочки. Именно ради них, ради своих родных он был готов на все. Это настоящий герой своего времени, это судьба всего русского народа в изображении русского актера и режиссера С. Бондарчука.

Головкина Александра, 9б класс

 Война и детство.

  С чем у вас ассоциируется слово «война»? смерть, жестокость, насилие… Героизм, слава, победа…

 В этом списке не может быть одного слова, вернее не может быть – детство. Детство и война – это понятия несовместимые. Как только ребенок познает, что такое война, его детство заканчивается. Он встает на тропу трудных испытаний, порою длинною в целую жизнь. Но всегда ли? Всегда ли война побеждает детство?

  Маленький мальчик Ванюша, герой рассказа-эпопеи Шолохова «Судьба человека», мог бы ответить – нет. В столь малом возрасте ему уже пришлось пройти тяжелые испытания: отец погиб на фронте, мать умерла прямо у него на глазах. Родных у Вани не осталось, и пришлось ему жить одному и питаться в шоферской чайной, где его подкармливали местные шоферы . Но война не смогла лишить его детства: он верил. Верил, что его родители живы. Поэтому, когда главный герой рассказа-эпопеи Андрей Соколов представился его отцом, Ванюша ни на секунду не сомневался. Он радовался тому, как может радоваться только ребенок, не лишенный детства. Он мог радоваться. Он мог любить.

   Война может лишить человека всего: жизни, здоровья, семьи. Но детство войне неподвластно, потому что есть взрослые, которые способны его защитить.

Леонтьев Алексей, 9б класс          

   Фильм «Судьба человека», снятый режиссером Сергеем Бондарчуком по одноименному произведению Шолохова, произвел на меня неизгладимое впечатление. В этом показаны не масштабные военные действия, а знакомимся мы c судьбой обычного советского солдата Андрея Соколова, которого война подвергла страшным испытаниям, бесчеловечным издевательствам фашистского плена, лишила дома и семьи, искалечила его судьбу. Андрей жил своей обыденной жизнью, у него была любимая жена и дети, дом, хозяйство. Но вдруг пришла война.

  Война разделила жизнь Андрея на «до» и «после». Вдали от Родины Андрей пережил все тяготы войны. И не раз смерть смотрела ему в глаза. Но вместе с русским народом, он сумел преодолеть все тяготы военной жизни и нашел в себе силы взять на воспитание мальчика Ванюшу, которому подарил надежду, что все будет хорошо!»

 Овчинникова Юлиана, 9б класс

 А вот рассказ Смирновой Маргариты о ветеране Великой Отечественной войны Брольде Семене Иосифовиче:

 «У этой победы есть и личные имена, и пусть эти герои не стали «героями», не имеют медалей и орденов, а истории их жизни рассказываются только членами одной семьи, но именно они и делают нашу память живой.

  Вот и меня поразила, заставила задуматься над тем, кто же был настоящим героем той войны, история одного маленького мальчика, теперь уже ветерана Великой Отечественной войны, Брольде Семена Иосифовича, труженика тыла, ветерана труда. Прочитаем его письма, в них мы слышим живой голос тех времен, который призывает «услышать» историю.

Письмо первое

   "1941 г, май, родители получают комнату, где необходимо сделать ремонт.  Папа отправляет нас: меня (мальчика 8 лет), сестренку (девочку 2-х лет) и беременную маму к родителям, на окраину города Гомель. На этой окраине, которая называлась Местечко, было много папиных родственников. Там жили мои двоюродные братья, сестры, старше меня и младше меня, тети, дяди и т. д. Там было очень спокойно, и мы весело проводили время.

 И вдруг страшная новость, от воспоминания до сих пор холодеет сердце, 22 июня по радио объявили, что немцы напали на нашу страну. Я в то время не понимал, что такое война, что такое немцы, какое несчастье это может принести. Но по лицам взрослых, разговорам и слезам, можно было понять, что произошло что-то страшное.  Забегая вперед, скажу, что в 60-х годах я с мамой поехал на машине в Гомель, где жили наши родственники до войны. Ни списаться, ни созвониться не было возможности. К нашему ужасу, за два дня поисков мы не нашли ни одного из родственников, которые здесь проживали. Никого. В 1941 году их отправили в концлагерь. Вся наша дружная родня, которая трудилась, жила на благо родины, рожала детей, в один день была сожжена. Их было более 50 человек… сегодня больше писать не могу…»

Письмо второе       

   «В начале ноября 1941 года я с сестренкой, мама с грудным 2-х месячным ребенком, сама почти инвалид после перенесенного тифа, решается уехать в эвакуацию на последнем грузовом пароходе, куда знакомые посадили нас в последний момент. И мы отправились вниз по Волге, уже из Москвы, не зная сами, куда плывем. Мы плыли несколько дней, Волга уже замерзала. Было очень холодно. Мы расположились среди ящиков и контейнеров на полу, как и другие. Дней через 10 наш пароход прибыл в маленький город Сызрань. Дальше мы шли пешком несколько километров до железнодорожной станции. Ночью на какой-то путь подали пустой товарный состав из большого количества вагонов. Мы ехали более трех недель, не зная, куда, без пищи и воды. Когда поезд надолго останавливался, то мама и другие женщины бежали к местным жителям и обменивали у них золото, платки, валенки на еду. Такая же картина была и с водой. Иногда приходилось пить воду прямо из лужи.

   В конце ноября мы прибыли на станцию «Макушино» Курганской области. Это был тупик. Тысячи людей выгрузились на улицу. Мороз был более 35 градусов. Нас прямо с вокзала отправили по деревням. В пути мама держала подушку, куда был завернут мой маленький брат. Когда мы доехали до какой-то деревни и вошли в избу, нас обдало жаром сильно натопленной печи и запахом кислых щей. Нас здесь ждала старушка восьмидесяти лет. Мама положила подушку на широкую лавку, раскрыла ее и в полумраке горящей лампадки мы увидели, что ребенка там нет. Мама его, видимо, выронила из подушки где-то по дороге. Она как стояла, так и застыла, даже не шелохнулась. Дедушка, который нас привез, бросился на улицу. Через несколько часов он принес уже полузамерзшего брата в одеяльце, который не подавал признаков жизни.  С мыслью спасти хотя бы нас, мама нас раздела. Бабушка-хозяйка дала нам щи, картошку в мундире и еще капусты. Первый раз за долгое время рухнули мы на настоящую кровать и уснули. А хозяйка забрала брата на русскую печь, что-то там шептала. Мы так и не узнали, что она с ним делала. Но уже под утро он вдруг заплакал. Этот громкий плач продолжался семь месяцев. Он покрылся сплошными фурункулами».

Письмо третье

   «Местная бригадирша, понимая наше положение (инвалидность мамы), предложила мне работу. Работа была в лесу. Мы носили дрова. Мороз был страшный. Я приходил домой, падал замертво от усталости. Женщины, глядя на нас, плакали. А мы знали, что дрова нужны для фронта. Ежедневно нам выдавали за один трудодень десять картошин, какую-то крупу, горох, моему больному брату пол-литра молока, каравай хлеба, когда забивали скот, то немного сбоя. Один раз в неделю давали три литра крови животных, которая, застывая, превращалась в студень. Так мы питались. Мама потом всем рассказывала, что я в то время кормил всю семью».

Письмо четвертое, самое печальное…

   «В июле нас ждала похоронка, в которой говорилось, что наш отец погиб на фронте. Это, конечно, было ударом для мамы. Мы все плакали, но надо было жить.

Мы жили на улице, которую немцы разбомбили. Грохот орудий стоял всю ночь. Видели только железные кровати, на которых лежали обгорелые трупы детей и взрослых, которых покрывали зеленой тканью. Крики и плач стояли вокруг.

   Что такое школа, что такое октябрята, пионеры, что такое переход из класса в класс я не знал. Я завидовал детям, которые ездили в пионерские лагеря, учились, дружили. Мне все это было не дано. Ни детства, ни юношества, ни классного руководителя у меня не было. Ничего не было…».

Письмо счастливое

   «Самым счастливым днем было 9 мая, когда голос Левитана объявил о безоговорочной капитуляции…»

Прочитав эти письма, я задала себе вопрос: разве он не герой?

   Это история жизни на войне лишь одного мальчика, одного из миллионов, на которого свалилась война. Каждый день для него был борьбой за выживание, каждая секунда жизни  сконцентрирована на том, чтобы преодолеть этот ужас. Сколько же силы духа и самоотверженности нужно было в себе сохранить, не озлобиться? Но ведь эта история не единственная, это одна из 30 миллионов историй. А какое количество мальчиков и девочек  погибло, не выдержало тягот этих лет? Но именно эти истории дали возможность жить нам. И пафоса в этих словах нет, есть только правда Великой Отечественной войны.

В конкурсе детских и юношеских сочинений "Подвиг героев Великой Отечественной" работа гимназистки была признана лучшей и напечатана в сборнике сочинений о подвигах героев Великой Отечественной войны.


<< Назад в список событий
задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK