Читаем. Думаем. Спорим

Читаем. Думаем. Спорим
29 ноября 2015

27 ноября в рамках Межрегионального фестиваля современного урока литературы «Читаем, думаем, спорим» учителя русского языка и литературы, тьюторы О.И. Пуртова и Н.Н. Одинцова провели открытый урок «Первые шаги подростка во взрослый мир» (Опыт прочтения книги А. Жвалевского и Е. Пастернак «Охота на василиска»). Участниками урока стали гимназисты 6-х классов, их родители, учителя, администрация гимназии.

Пуртова Оксана Ивановна, Одинцова Наталья Николаевна: «Когда гимназисты 6а класса дали аннотацию книги «Охота на василиска», ученики 6в класса предложили ее прочитать и совместно обсудить. Первое впечатление после прочтения было отталкивающим. Зачем об этом говорить? Как можно вообще о таком говорить? Нужно ли об этом говорить? Но раз желание исходило от детей, то обсуждение было необходимо. Основной задачей было направить осмысление произведения в нужное русло, дать правильную оценку злободневным проблемам, не впадая в крайности. Основной акцент был сделан на взаимоотношениях взрослых и детей. На урок были приглашены и родители, и гости, и представители всей параллели. Отношения между родителями и подростками очень важны для обеих сторон. И те, и другие переживают сейчас нелегкие времена в процессе общения. Поэтому на уроке мы постарались услышать позиции всех сторон, понять точку зрения разных поколений на одни и те же вещи. Хочется верить, что участники дискуссии услышали друг друга и сделали для себя какие-то выводы».

Тупицына Наталья Александровна, методист гимназии: «Главным содержанием урока стало обсуждение книги. Книги, неоднозначной по своему содержанию и сюжету (о подростках, попробовавших «спайсы», и последствиях этой зависимости), но, как оказалось, такой понятной и интересной современным детям.
Учителя в самом начале урока аргументировали выбор данного текста тем, что «если в книге написана правда», то «о ней надо говорить», потому что иначе «мы не повзрослеем и не извлечём выводы из ошибочных действий своих сверстников». Поэтому сверхзадачей урока стал поиск ответа на вопрос: «Какие уроки можно извлечь из прочитанного? Как нужно поступать в той или иной ситуации? На кого мы можем рассчитывать, если случилась беда?»
И действительно, общее желание всех присутствующих - увидеть, в чём причины сложившейся ситуации – трагической смерти главной героини Ксю, как можно было избежать этих событий - и объединило участников урока, создало условия для неравнодушного «диалога поколений»: гимназистов – подростков, их родителей, учителей.

7.jpg

6.jpg
  

Интересные задания, помогающие проанализировать смысл названия и систему образов повести, способствовали выходу на проблематику текста. Какие проблемы ставят авторы текста перед читателями? Участники занятия выделили следующие проблемы: взаимодействие школы и семьи; взаимоотношения внутри семьи; отношение официальных органов и представителей власти к существующим проблемам; наркотическая зависимость подростков.
В процессе рассуждений все присутствующие пришли к выводу, что в центре указанных проблем – подросток. Подросток, с точки зрения закона, является несовершеннолетним представителем нашего общества, и ответственность за него несут взрослые. Имеет ли право подросток решать все вопросы самостоятельно? Могут ли взрослые сделать ребенка полностью самостоятельным? Кому он может довериться при возникновении проблем? – вот те вопросы, которые определили характер дальнейшей дискуссии. Взрослые участники занятия согласились с тем, что юридическую ответственность за детей-подростков несут взрослые. И именно взрослые должны совершать действия, которые защитят ребенка. Но при этом ребенок должен понимать, что на нем тоже лежит определенная мера ответственности.
Кульминацией урока стало размышление о том, что именно родители – главные помощники в решении всех проблем подростков, им можно довериться и поделиться всеми тревогами и сомнениями. На рефлексивном этапе гимназисты задумались над фразой, которую было необходимо продолжить «Я приду к родителям с проблемой, если меня выслушают и не будут осуждать; эта проблема будет важной, и я не смогу ее решить самостоятельно; они готовы и у них есть возможность меня выслушать; буду уверена, что меня не осудят;  у меня не будет выбора и это будет важно для меня; если меня будут слышать и поверят мне ..." , а родители - «Ребёнок придёт ко мне с проблемой, если уважать его мнение; любить, уважать, понимать своего ребенка; быть готовым выслушать, успокоить; принимать его таким, какой он есть, жить им».…».

Предложенные варианты помогли увидеть те трудности, которые существуют в общении между подростками и родителями. Финалом открытого урока стал совместный просмотр видеоролика с семейными фотографиями гимназистов – шестиклассников».

4.jpg 8.jpg

Симонов Алексей Геннадьевич, педагог-психолог: «Очевидно, что эта книга не входит в школьную программу и инициатива ее обсуждения исходила исключительно от самих гимназистов (вспомним здесь, как часто взрослые говорят об отсутствии читательского интереса у подрастающего поколения). Повесть одновременно и простая и сложная: простая, наверное, по стилистике, языку, выразительным средствам; сложная по набору социально-психологических проблем и вопросов, которые она пытается, так или иначе, охватить. Употребление ПАВ, суицид, детско-родительские отношения, межличностные взаимоотношения подростков (в том числе, интимно-личностные отношения), место и роль школы в жизни современного общества, внутриличностный конфликт, социальная ответственность. Неудивительно, что произведение не оставило гимназистов-подростков равнодушными.
Однако, как же велики были сомнения педагогов и родителей по поводу допустимости обсуждения такой острой социальной проблемы как наркомании в открытой аудитории уже в 6 классе. И все-таки учителя рискнули, и совершенно не напрасно. Посмотрим на их опыт с сугубо психологической точки зрения.
Современная первичная профилактика наркомании показала бесполезность или малую эффективность прямых устрашающих рассказов и показов, дорогостоящих пропагандистских компаний, скрининговых «поголовных» тестирований на склонность к наркомании.
Наиболее эффективно выглядит сейчас метод косвенной и скрытой профилактики. В этом случае при взаимодействии учителя и учеников затрагиваются «околонаркотические», ненаркотические или не только наркотические темы. Каждый учитель может сделать это в рамках своего учебного предмета. Он способен в рамках процесса преподавания использовать прием косвенного внушения негативного эмоционального отношения к наркотикам. Выбирая какую-либо интересную тему, педагог показывает, как усложняется разрешение жизненных вопросов в случае наркотической зависимости.

11.jpg

5.jpg

Педагоги сумели блестяще воспользоваться подходящим литературным материалом и затронуть вопрос об опасности наркотической зависимости в жизни подростка. Вполне очевидно, что разговор был гимназистам интересен, проблематика понятна, причины и следствия ясны. Ребята не обошли в своих рассуждениях этого вопроса, показали свою конструктивную социальную позицию.
Здесь необходимо понять одну важную психологическую тактику. Снять любопытство к этой теме простыми рассказами невозможно. Если часто произносить слово «наркотик», это может вызвать, действительно, реакцию нездорового интереса. Надо «пройтись» по этой теме один раз, но весомо, эмоционально, до душевной дрожи и на подходящем материале. Этот урок стал ярким примером такого подхода к разговору с подростками о проблеме зависимости.
Еще до урока гимназисты говорили, что в книге для них важна тема о взаимоотношениях родителей и детей, тема семьи. Для доброй половины наших шестиклассников такие проблемы актуальны, и они невольно переносят ситуации книжных героев на себя. В этом возрасте семья отходит на второй план, мнение родителей обесценивается, авторитет сверстников становится ключевым. Но! В глубине души подросток ждет от семьи защиты и опоры. Участники урока единодушно признали значимость семьи в жизни подростка, несмотря на конфликты, противостояние и обиды.
Гимназисты это хорошо прочувствовали во время чтения книги, в процессе работы с образами и смогли в заключение урока представить черты семьи, в которой им было бы комфортно. Ребята продолжили фразу: «Я приду к родителям с проблемой, если…», а родители – «Ребенок придет ко мне с проблемой, если…». Обобщив все условия, высказанные участниками урока, получилась модель семьи, которая в семейной психологии называется эгалитарной (хотя сами участники этого даже и не подозревают). Эта модель семьи предполагает уважение, взаимопонимание, взаимовыручку, доверие и т. д.

2.jpg

3.jpg

Урок О.И. Пуртовой и Н.Н. Одинцовой показал, что обсуждение острых социально-психологических вопросов можно выстроить конструктивно и плодотворно для учеников, родителей, педагогов. Все проблемы, поднятые в книге и нашедшие отражение в уроке, были и будут актуальны для подростков современности и будущего, так как они вечны: взаимоотношения, конфликты, поиски себя, семья, социум».


<< Назад в список событий
задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK