Фестиваль публичных уроков

Фестиваль публичных уроков
28 апреля 2015
25 апреля эстафету Фестиваля публичных уроков чтения в Год литературы успешно приняла МБОУ СОШ № 14.

Л.Г. Мельникова и И.В. Слободина провели публичный урок «Время всегда хорошее». Участники урока имели уникальную возможность перенестись вместе с героями книги А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее!» из 2018 года в 1980 год.
   Авторы урока, используя эффективные приёмы работы с текстом, помогли всем присутствующим не только посмотреть на окружающий мир глазами школьницы из будущего Синички и советского мальчика Вити, но и сравнить утро школьника, его учебный день, увлечения и интересы, жизненные ценности. Не скрою, что всем участникам урока (школьникам, педагогам и родителям) был занимателен процесс узнавания и припоминания штампов «советского» времени из эпохи 80-ых: дефицит товаров, изнуряющие очереди за продуктами, стремление купить несколько одинаковых вещей, пионерские традиции в школе и др. Авторам урока удалось организовать знакомство с отдельными главами книги в группах, и все с интересом наблюдали за тем, чем закончится путешествие героев во времени, и пытались соотнести анализируемый материал со своим жизненным опытом.
  Людмила Геннадьевна и Ирина Валентиновна предложили задуматься участникам над вопросом «Что бы вы хотели перенести из своего настоящего в будущее?». Ответы удивили своей простотой и одновременно глубиной: «близких людей», «дружеские отношения», «бумажные книги», «новые знания», «любимые игрушки», «теплоту живого человеческого общения». Удивительно эмоциональный комментарий присутствовавшей на уроке Е.О. Галицких помог окунуться в эпоху «пионерского артековского детства» и проникнуться настроением «радости, дружбы, всеобщего единения и взаимопомощи». А почувствовать тонкую связь поколений эпохи 80-ых и второго десятилетия XXI века помог оригинальный видеосюжет на легендарную песню «Самоцветов», окончательно сплотивший всех участников общей идеей урока.
  «Аппетитной» кульминацией урока стал испечённый педагогами по советскому рецепту каравай «Дружная семейка», который действительно позволил ощутить себя всем присутствующим одной большой семьёй и понять простую истину: «Время всегда хорошее, потому что его мы создаём сами». Спасибо авторам урока за эти открытия и «доброжелательно-вкусную» атмосферу!

У.А. Клабукова провела публичный урок «Как письма сохраняют время, опыт жизни и чувства?». На уроке были ученики 6-х и 9-х классов, родители, педагоги и магистры-филологи.
   Традиции эпистолярного жанра в литературе имеют свою глубокую историю. Кто из нас с трепетом в душе не перечитывал «Письмо Татьяны к Онегину», или не сокрушался над ветреностью Петруши Гринёва в письме его отца, завещавшего «беречь честь смолоду, а платье снову», или не грустил от одиночества вместе с Катериной Петровной в ожидании встречи со своей дочкой Настей? Но Ульяна Алексеевна смысловым акцентом своего урока выбрала не традиции эпистолярного жанра в русской литературе, а отражение в тексте письма времени и опыта жизни пишущего.
   Давно ли Вы писали письма? Вкладываем ли мы душу в свои послания (бумажные или электронные)? Можем ли мы узнать эпоху по письму? Какова роль обращений в письме? – эти вопросы стали смыслообразующими на уроке.
   Предложенные для работы тексты писем Д.С. Лихачёва, А.С. Пушкина, А. Барто дали возможность увидеть в них эпоху и личность автора. Безупречно подобранный дидактический материал позволил участникам урока почувствовать себя в нескольких ролях: читателя, эксперта и автора. А с каким удовольствием мы перечитывали страницы удивительной переписки бабушки «Бабы Яги» и её внука Аджея, наполненные трогательной любовью и тонким юмором, из книги И. Краевой «Баба Яга пишет».
   Эксперт Фестиваля Е.О. Галицких, профессор, д.п.н., зав.кафедрой русской литературы ВятГГУ, отметила: «Оригинальным финалом урока стало построение перспектив чтения, когда каждый называл книгу, которую хочет прочитать или которая ему особенно дорога: В. Липатов «И это все о нем», Б. Васильев «Вы чье, старичье?», И. Краева «Баба Яга пишет», Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» и др. И в завершении «образовательной встречи» учитель подарила каждому конверт с удивительной открыткой, которая и стала началом письма другу, маме, учителю, автору.
   На этом уроке было все: письмо, цветок, портрет и – «вОвремя сказанное нужное слово» (А.Грин). Спасибо Ульяне Алексеевне за душевную атмосферу и интересные задания!

М.В. Третьякова, Н.В. Соколова представили публичный урок «Современная книга: что сегодня читают?».
   Начало урока побудило всех присутствующих задуматься над вопросами: «Является ли Россия по-прежнему самой читающей нацией? А что в таком случае сегодня читают? Какие жанры пользуются наибольшей популярностью? Почему в современной жёсткой конкурентной среде (наряду с компьютером и всевозможными гаджетами) книга остаётся надёжным ключом к успеху?»
   Основное содержание урока его авторы – Маргарита Викторовна и Наталия Владимировна – посвятили презентации книги Анны Никольской «Апокалипсис Антона Перчика». Участники урока заинтригованно пытались определить её содержание и основные идеи по названию, найти взаимосвязь с главной книгой Нового Завета, содержащей пророчество о «конце света».
   Знакомство участников урока с текстами глав книги дало возможность составить портрет главного героя. Его характер и образ мыслей, жизненные проблемы и трудности оказались близки юным участникам урока. Оказалось, что Антон Перчик – «восемнадцатилетний оболтус и эгоист с перчинкой в характере» – попадает в автомобильную аварию. Придя в сознание в заброшенном сельском госпитале, он узнает о чудовищном метеоритном дожде, обрушившемся на Россию. Выжившие поражены страшным вирусом, принесенным из космоса. Антону предстоит пройти долгий путь для того, чтобы спастись самому и спасти своих новых друзей, противостоять мутантам, найти брата и родителей, а также выяснить, была ли катастрофа случайной. За ширмой головокружительного триллера прячется по-настоящему умная и завораживающая история, адресованная не только подросткам, но и их родителям. Для многих открытием было не только имя автора – А. Никольская, но и то факт, что, по итогам читательского голосования «Книжной премии Рунета», она была признана «Лучшим автором, пишущим для детей и подростков».
   Неожиданной деталью в характере А. Перчика оказался тот факт, что герой, не имея близких дружеских контактов во время обучения в США, начинает вести дневник, в котором раскрывается истинный лик героя «без масок и навязанных ролей». И поэтому в финале каждому участнику было предложено заполнить личную страничку в общем дневнике, созданном на уроке. Вот лишь некоторые реплики, свидетельствующие о глубоком внутреннем диалоге, состоявшемся после знакомства с книгой:
- «Как жаль, что во многих семьях сегодня (как в семье Антона) преобладают материальные ценности над духовными. А живое человеческое общение и совместный досуг детей и родителей уходят на задний план. Надо что-то менять…»
- «Оказывается, «страх - самый продаваемый и дорогой в мире товар». Страх одиночества, старости, потери близких… Хорошая книга может позволить побороть в себе этот страх. Давайте читать умные и «вселяющие надежду» книги!»
- «Кто ты на самом деле? Какова твоя настоящая цена? Бывает и так, что живёшь и до последнего дня не знаешь ответа на эти вопросы… Спасибо автору книги и педагогам, которые побудили задуматься над ними сегодня!»
- «Негодяй во мне неистребим. Может, со временем я стану чище и лучше», - так думает главный герой Антон Перчик. А ведь действительно, надежда на лучшее позволяет нам стать лучше, ведь «человек - это постоянное усилие стать Человеком» (М. Мамардашвили)»
Спасибо авторам урока за знакомство с интересной книгой и этот важный внутренний монолог в каждом из нас!

Читать или не читать? Кто поможет сформировать свой круг чтения и выбрать те книги, которые можно бережно поставить на свою «золотую полку»? Что отличает читающего человека? Ответы на эти вопросы вы могли найти, посетив публичный урок Н.А. Тупицыной «Золотая полка».
   Удивительными были пять фактов о читающем человеке: оказывается, читающий человек живёт дольше, может легко общаться с людьми разного уровня воспитанности и образованности, ему проще сформулировать свои мысли, для него жизнь расцвечена разными оттенками.
   Почувствовать свободную и непринуждённую атмосферу всем участникам урока помогли откровения В. Познера о «книгах, которые всегда со мной», и поэтому вопрос Натальи Анатольевны «Какую книгу вы бы взяли с собой на необитаемый остров?» не показался неожиданным. «А. Островский «Как закалялась сталь», «Д. Дефо «Робинзон Крузо», «И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок», «А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «М. Булгаков «Мастер и Маргарита» - посыпались решительные ответы из аудитории.
   А потом все – дети, родители, педагоги - живо и вдохновенно включились в работу по презентации книги, которая может оказаться на «золотой полке» кого-то из присутствующих. В своём рассказе – рекламе книги каждой группе необходимо было назвать пять причин, по которым книгу нужно обязательно прочитать, описать «портрет» книги, найти отзывы на неё в Интернете, зачитать первую страницу, чтобы «заворожить» с первых строк сюжетом и её героями. Все группы блестяще справились со своей задачей, а список книг для детско-взрослого чтения получился следующий:
1. В. Ситников «Это было недавно, это было давно…»
2. А. Жвалевский, И. Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда»
3. А. Жвалевский, Е. Пастернак «Я хочу в школу!»
4. А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
5. М. Москвина «Моя собака любит джаз»
6. И. Краева «Баба Яга пишет»
7. Д. Рубина «Когда же пойдет снег?»
8. Е. Мурашова «Класс коррекции»
9. М. Москвина «Загогулина»
10. С. Востоков «Фрося Коровина»
11. А. Лиханов «Русские мальчики»
  Откровения Ю. Олеша о главных книгах на «золотой полке» и истории её появления, исповедь В. Высоцкого в «Балладе о книжных детях» и искренний призыв Натальи Анатольевны к юным участникам удивить родителей желанием начать формировать собственную «золотую полку» стали финальными событиями урока, главным результатом которого станет, несомненно, «ежедневное, ежевечернее, еженощное чтение для души».
   Для того, чтобы встреча с любимой книгой произошла быстрее, автор и ведущая урока Наталья Анатольевна подарила каждому закладку для неё. Спасибо автору урока и его участникам за перспективный круг чтения и душевное общение!


<< Назад в список событий
задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK