Есть у слова особая власть…

Есть у слова особая власть…
02 марта 2015
26 февраля в актовой зале гимназии состоялся публичный урок, который был приурочен к Международному Дню родного языка. Слова из стихотворения поэта Владимира Николаевича Соколова «Есть у слова особая власть …» определили главный предмет диалога – роль слова, его особая власть над человеком.
Урок был подготовлен группой педагогов (учитель-словесник Кузнецова Елена Николаевна, тьюторы Пермякова Мария Валентиновна, Шилова Наталия Геннадьевна), гимназистов 7б и 10в классов. Полноправными «учениками» были не только гимназисты, но и их родители, заместители директора, учителя начальных классов, словесники, учителя иностранных языков, искусства, географии.

3.jpg1.jpg

Кузнецова Елена Николаевна, автор публичного урока, учитель-словесник:
«Совет о том, как правильно пользоваться словом, какие слова не употреблять, а какие вспомнить и ввести в свою речь, дали аудитории тексты В.А. Солоухина «Слово о словах», В.В. Колесова «Из истории русского языка», В.П. Астафьева «Приветное слово». С ними активно работали участники урока. «Стена приветных слов» постепенно заполнялась такими словами, как здравствуй, прощай, мой друг, душа, радость, голубушка, сударь, сударыня, детонька, приветный …
Десятиклассник Савиных Евгений познакомил нас с результатами опроса, проведённого в 7, 10 классах по проблеме обращения. Мы услышали, что ребятам очень не нравится оскорбительное употребление в их адрес грубых, унижающих человеческое достоинство, ранящих слов.
Анализируя вопрос об употреблении местоимений «ты» и «Вы», мы узнали мнение гимназистов о том, какое обращение в их адрес кажется более приемлемым сегодня. Гимназист Серов Егор напомнил нам о правилах этикета в использовании «ты» и «Вы», используя презентацию в качестве интерактивного средства общения с аудиторией.

5.jpg6.jpg7.jpg

Не забытым оказалось и родное русское слово, заключённое в меткие пословицы и поговорки. Их значение, употребление и историю возникновения с интересом узнавали все. Помогла в этом презентация, выполненная десятиклассницами Быданцевой Алиной, Шураковой Ольгой, Пинегиной Дарьей.
Уже третий год вятская писательница Тамара Александровна Копанева, наш большой друг, проводит для сегодняшних семиклассников урок родного вятского слова.
В этом году Тамара Александровна дала интервью гимназистам 7б класса, рассказала о новой книге, поделилась знаниями о душевных вятских словах. Интервью с писательницей, её душевное, родное вятское слово заставило аудиторию задуматься о нашем славном праязыке. Выступление Чеглакова Григория (7б класс) с монологом героя из книги Копаневой Т.А. «Как Ванчё невесту выбирал» продемонстрировало красоту и меткость вятского слова. Ещё одно интервью (с историком языка, доктором филологических наук писателем Татьяной Леонидовной Мироновой) позволило углубиться в смысл слов, которые мы употребляем, заставило проникнуться тревогой лингвиста, найти вместе с ним возможности для оздоровления языкового климата россиян.

2.jpg4.jpg

Какие же выводы мы сделали?
- Роль слова велика. Но только в том случае, когда оно наполнено живым смыслом. Бывает, что люди пользуются словом во зло: словом обижают, бьют, убивают. Агрессивное действие слова обязательно влечет за собой реальную агрессию. Надо знать это. И этого избегать. Почему? Потому что злословие (злое слово) деформирует нашу речевую среду, а мы ведь обитаем в этой среде, она у каждого из нас с обществом общая. Так же, как общая вода в роднике: один кто-то загрязнит - всем другим и ему самому, и его детям-внукам такая вода и достанется. Мы не только носители, но и ценители родного слова. Но этого мало. Необходимо защищать его от грубости и забвения, поэтому на нас лежит ответственность хранителей языка.
Есть у слова особая власть –
Утешением к сердцу припасть!

В конце урока все его участники написали отзыв о том, что запомнилось, удивило, вдохновило.
Пантюхина Нина Алексеевна, учитель начальных классов ВГГ: «Уважительное отношение к родному языку должно воспитываться с детства! Тема урока действительна актуальна! Яркие примеры, выступления гимназистов создали добрую эмоциональную атмосферу. Большое спасибо Елене Николаевне и всем соавторам урока за творчество! Ярко, познавательно, значимо! Тепло, сердечно!»

Маслак Наталья Владимировна, учитель-словесник ВГГ: «Дорогая Елена Николаевна, спасибо Вам за то, что язык из музейного экспоната превращается на Ваших уроках в искусство видеть, творить, охранять историю России и Вятского края».

Морева Татьяна Анатольевна, учитель искусства ВГГ: «О многом пришлось и захотелось задуматься. Для детей – воспитание души, любви к родному языку, а значит к родной стране. Для педагогов – интересные приемы работы, тема, о которой нельзя забывать, идея про продолжения разговора с детьми на своих уроках. Да, на душе стало светлее и теплее!»

Гимназист: «И это действительно был урок, мудрое поучение на будущее. Я понял, что мы не просто носители нашего языка, но и его хранители. Поэтому мы должны беречь русскую речь, любить и ценить ее".

Гимназист: «Этот урок был не только полезным, но и очень интересным. Интересные факты, опросы, учитель и её помощники много чего приготовили для нас… Старшеклассники, которые сменяли учительницу на её месте, – это интересно и ново!»

Гимназист: «Мне было интересно узнать новые обращения, слова и факты о знакомых выражениях. Приятно почувствовать себя хранителем родного языка. Заставляет задуматься, что я могу сделать, чтобы русский язык был великим. Наверное, благодаря этому уроку я точно могу сказать, что начинать нужно с себя».

Родители: «Было очень интересно и познавательно попасть на урок именно в лице ученика, а не просто наблюдателем. Очень хорошая и важная тема, потому что очень хочется жить в культурном обществе и слышать вокруг себя красивую, грамотную и главное - добрую русскую речь».

Родители: «После урока на душе стало теплее и светлее. Хочется говорить только добрые слова! Спасибо за воспитание в детях бережного, трепетного и грамотного отношения к Слову».

Гимназистка: «Мы прекрасно знаем, как болен сейчас наш язык! Но это можно исправить. Как? Вот такими уроками, которые заставляют нас переосмыслить наше языковое «поведение», вылечить наш язык, воспитать душу человека, развить нравственную личность».

Гимназистка: «Я поняла, что слово – это не просто звук, брошенный на ветер, это сила, которая при желании может свернуть горы. Я узнала о том, что русский народ – самый душевный народ в мире, русские люди, вот на кого равняются иностранцы!»


<< Назад в список событий
задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Хлыбова Ирина Павловна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK