А,Олейников От чего зависит статус учителя?

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Алексей Олейников
От чего зависит статус учителя?

Данные международного исследования опровергают самые очевидные ответы на этот вопрос
В начале октября английский фонд Varkey GEMS Foundation обнародовал результаты первого международного исследования статуса учителей в разных странах мира. Примечательно: оценить социальный статус учителя просили врачей, юристов и библиотекарей.

Отношение общества
Авторы исследования опросили по тысяче человек в 21 стране мира: Бразилии, Китае, Чехии, Египте, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Израиле, Италии, Японии, Нидерландах, Новой Зеландии, Португалии, Турции, Сингапуре, Южной Корее, Испании, Швейцарии, Англии и США. Эти страны выбрали с учетом их результатов в PISA и TIMSS, а также как представителей различных систем образования и разных континентов.
«Во многих странах статус учителя упал, – пишут исследователи в предисловии к докладу. – Но если учителей не уважают в обществе, дети не слушают их в классе, родители не прислушиваются к их словам, то самые талантливые выпускники также будут пренебрегать этой профессией. И с течением времени эта потеря уважения ослабит учительство, ухудшит уровень обучения, нанесет ущерб образовательным возможностям миллионов людей и в конечном итоге ослабит страны всего мира».

Дело не только в зарплате
Одним из вопросов, на которое исследование должно было дать ответы, – какие факторы, помимо высокого уровня оплаты труда влияют на престиж профессии и всегда ли есть четкая связь между высокой зарплатой и таким же уровнем уважения в обществе к профессии педагога.
По словам одного из авторов исследования, профессора Питера Долтона, правительства всех стран явно недооценивают другие факторы, влияющие на престижность профессии.
Как учителя уважают в обществе по сравнению с людьми других профессий? Каково социальное положение учителей? Поддержали бы вы своего ребенка, если бы он захотел стать учителем? Уважают ли дети своих учителей? Какова должна быть справедливая оплата труда учителя? Должна ли работа учителя оцениваться по результатам его учеников? До какой степени люди доверяют системе образования? Насколько способны учителя дать хорошее образование детям? Насколько велика роль и влияние учительских профсоюзов?

Быть учителем хорошо в Китае
Абсолютным лидером в списке из 21 страны стал Китай. Это неудивительно, учитывая тысячелетние традиции конфуцианства, тем не менее сильный отрыв лидера от остальных поражает. У Китая рейтинг 100 пунктов, а у ближайшего «конкурента», Греции, 75 пунктов. Надо сказать, что Греция оказалась единственной европейской страной, прорвавшейся в верхнюю половину рейтинга, которую заняли страны Азии и Ближнего Востока – за исключением Израиля, который занимает последние места сразу по нескольким позициям исследования.
Удивительна и оценка роли учителя в китайском обществе. Только в этой стране педагогов сравнивали по значимости и позиции, занимаемой в обществе, с врачами. В большинстве стран наиболее близкой профессией респонденты называли социального работника, а в США, Бразилии, Франции и Турции – библиотекаря.
Все европейские страны скатились на последние позиции, уступив Южной Корее, Турции, Египту. Более-менее марку держат Нидерланды, США и Англия – 8, 9 и 9-е места. Удивительно, что, например, Сингапур, с его самой большой учительской зарплатой (свыше 45 тысяч долларов в годовом исчислении), занял седьмую строчку, а Финляндия, с ее выдающимися показателями PISA, так и вовсе 13-ю.
В Египте же, который вообще в PISA участия не принимал, уважают учителей больше, чем в Японии, которая с ее 5-м местом в PISA и годовым окладом учителя в 43 тысячи долларов заняла лишь 17-е место.

Об уважении к профессии
Судя по данным, уважение к профессии учителя зависит больше от культурных традиций общества, нежели от уровня жизни учителя.
Так, в европейских странах только 10 – 25% опрошенных считают, что ученики уважают учителей. В Китае – 75%. Меньше 20% немцев готовы предложить своим детям карьеру учителя в отличие от 50% китайцев. В Израиле только 8% опрошенных могут представить свое чадо в роли педагога. Немногим лучше обстоят дела в Португалии, Бразилии и Японии.
Надо заметить, что существует четкая иерархия уважения: выше стоят директора школ, затем учителя средней школы, внизу – учителя начальной школы. Тем не менее в большинстве стран люди уверены, что стоило бы платить учителям больше. Только в Японии, Франции и США респонденты заявили, что учителя получают зарплату выше, чем заслуживают.

Непонятно, как оценить труд учителя
Позиция «платить больше в надежде на лучшие результаты» не находит большого понимания. Во всех 21 исследованной стране более 59% опрошенных уверены, что труд учителя должен оплачиваться в соответствии с успехами его учеников. Тут есть свои «пики»: в Египте в этом убеждены свыше 90% опрошенных, в Израиле, Китае, Бразилии и Новой Зеландии – свыше 80%.
Интересно: чем выше у страны образовательные результаты в математике, естественных науках и чтении, указывается в докладе, тем меньше желания создать подобную систему оплаты. Именно в странах с низкими результатами существует агитация за модель «оплаты по тестам учеников».

Нравится ли вам система образования страны?
В целом люди склонны доверять системам образования своих стран. Средняя оценка доверия – 6,3 из 10. Ни одна страна не опустилась ниже пятерки. При этом больше всего доверяют учителям в Финляндии, Бразилии, Испании и Китае. А меньше всего в Израиле, Японии, Южной Корее и Египте.
В шести странах респонденты оценили национальные системы образования как некачественные: Греция, Турция, Бразилия, Израиль, Египет, Южная Корея. Парадокс: Южная Корея по PISA почти догоняет абсолютного лидера Сингапур, а сами граждане системе не доверяют.
Больше всего верят в свою систему образования в Финляндии, Швейцарии и Сингапуре.
Что касается влиятельности учительских профсоюзов, то в Великобритании и во многих европейских странах они обладают определенным влиянием. В Финляндии, Сингапуре и Швейцарии респонденты не прочь «подбавить» влияния. Однако в странах, где есть недавний опыт массовых протестных акций и беспорядков, таких как Япония, Греция, Франция и США, люди считают, что профсоюзы имеют слишком большое влияние. А вот в Чехии, Китае, Египте и Турции профсоюзы учителей мало на что влияют.
…Итак, корреляции между статусом учителя и успеваемостью учащихся не найдено. Разное отношение к учителям определяется различием культур и традиций. Далеко не везде высокий статус учителя совпадает с высоким уровнем оплаты его труда. В то же время улучшить образовательные результаты учеников и привлечь в профессию самых способных выпускников нельзя, не увеличивая зарплату учителя и не поддерживая его значимость в обществе.
…Полная версия отчета об исследовании The Global Teacher Status Index – на сайте https://www.varkeygemsfoundation.org/teacherindex.



Возврат к списку




задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Kушля Юлия Александровна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK