"Школа нового типа"

В отличие от реальных училищ и гимназий, в Вятском коммерческом училище сразу было введено совместное обучение мальчиков и девочек. Образовательный процесс предусматривал обязательные лабораторные и практические работы по всем учебным предметам (не случайно в 20-е годы именно в нашей школе вятский завод «Физприбор» экспериментально апробировал, а иногда и совместно разрабатывал многие учебно-демонстрационные приборы), трудовое обучение проходило в великолепно оборудованных мастерских, производящих реально необходимую ученикам, школе или городу продукцию (например, уникальные ученические столы для кабинетов физики и химии училища, о которых с гордостью вспоминают многие выпускники тех лет). 
Проводились ежегодные выставки работ учителей и учащихся – отчеты о фольклорных и диалектологических экспедициях, макеты, муляжи, гербарии, сельскохозяйственная продукция и т. п.
Важной частью учебного процесса были экскурсии на предприятия города и губернии. А в 1912 году для старшеклассников была организована комплексная образовательная экскурсия для знакомства с природными и экономическими особенностями Урала. В течение месяца 30 воспитанников училища вместе со своими учителями путешествовали в отдельном прицепном вагоне 3 класса по маршруту: Вятка – Пермь – Чусовая – Гороблагодатская – Тагил – Екатеринбург – Мраморская – Миасс – Златоуст – Кунгур – Вятка. Традицией училища стали экскурсии учеников, закончивших среднюю ступень обучения, в Москву или Санкт-Петербург для посещения столичных музеев и театров!
Предмет особой гордости Манохина – деревенский филиал школы («база»). В деревне Лянгасы, в семи километрах от города, на высоком берегу реки Вятки фасадом к реке был расположен одноэтажный отопляемый дом. Сюда в течение всего учебного года приезжали на несколько дней ученики разных классов для проведения практических работ по географии, биологии, этнографии. А летом на более длительный срок для труда, отдыха, формирования коллектива, да и для поправления здоровья некоторых учащихся.
Преподавание в училище велось по авторским учебным программам, говоря современным языком. Программы составлялись педагогами самостоятельно, обсуждались в педагогическом коллективе и утверждались директором. С первого года работы училища установилась традиция – выпуск ежегодного отчета о работе, который был адресован как ученикам и их родителям, так и общественности, рассылался он также и в другие коммерческие училища страны.

А.А.Галицких
"Вятская гуманитарная гимназия - Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования Российской федерации".
Информационно-методическое издание.
Москва-Киров, 2002г.
стр.5