Гимназия

ВЯТСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ГИМНАЗИЯ

Решением 5-й сессии 21-го созыва Первомайского районного Совета народных депутатов было принято решение открыть с 1 сентября 1991 года на базе средней школы № 29 с углубленным изучением английского языка гуманитарную гимназию. А 5 марта 1992 года Малый совет Первомайского райсовета принял решение: «Считать название Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» официальным названием гуманитарной гимназии, открытой решением 5-й сессии Первомайского районного Совета народных депутатов 22.05.91 года».
В этом же году по итогам конкурса, в котором приняли участие и педагоги, и родители, и ученики, у первой в Кирове гимназии появился свой гимн, был составлен и принят Большим советом гимназии Кодекс чести гимназиста, а в 2000 году был сформулирован и также утвержден БСГ Кодекс чести педагога гимназии. Сейчас у ВГГ есть свое знамя и свой герб.
Главная задача, которую решала гимназия в первые годы работы в новом статусе, – углубление содержания образования.
В 1991 году в учебном плане гимназии появилось много новых предметов: страноведение, английская и американская литература, педагогика и психология, основы философии и экономики, мировая художественная литература, введен второй иностранный язык (кроме обязательного английского языка, для желающих введены немецкий и французский языки), англо-американская литература. Создается новый интегрированный курс «Семья» (8-11 класс), преподается этика и психология семейной жизни (10 класс), курс сексологии (11 класс) и новый курс «Домоводство» (8-9 класс). Для старшеклассников, желающих поступить в пединститут, были введены педагогика, психология, экономика, история религий, риторика, основы философии и культура умственного труда.
Формирование гимназического учебного плана проходило поэтапно: разрабатывались программы, апробировались новые учебные курсы, выстраивалась система дополнительного образования. В начале 90-х годов серьезным импульсом к развитию стала работа гимназии по так называемому 12 (экспериментальному) варианту базисного учебного плана. Все это привело к формированию принципиально нового учебного плана ВГГ, предоставляющего расширяющееся от класса к классу право выбора школьником занятий дополнительного образовательного компонента, учебных предметов, элективных курсов.
Сложилась также и своя структура организации образовательного процесса, важной частью которой стала специальная догимназическая ступень образования – приготовительные классы. 1992/93 учебный год стал первым годом работы приготовительных классов для детей 6-летнего возраста. В 2002/03 учебном году был набран первый приготовительный класс для 5-леток с двухлетним сроком обучения.
Опытом работы наших приготовительных классов заинтересовались в Российской Академии образования. Институт развития дошкольного образования РАО (директор Виктор Иванович Слободчиков, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, педагог – научный консультант гимназии) в последние годы осуществляет научно-методическое сопровождение выстроенной в ВГГ модели предшкольного образования.
Интересный эксперимент в начальной школе гимназии проходил при поддержке администрации г. Кирова и администрации Первомайского района в 1994/96 учебных годах. Первые классы ВГГ обучались в АО «СТК «Митино», ежедневно выезжая туда на автобусах, а 5-е–11-е классы учились там целую неделю. Образовательный процесс был организован по методу погружения в предмет: день – литература, день – история, день – математика…
До 2004 года коллективом руководил А.А. Галицких, а с 2004 года по настоящее время директором гимназии является Валерия Владимировна Вологжанина, кандидат педагогических наук, выпускница ВГГ 1993 года.
Методическая работа гимназии строится через предметно-педагогические объединения.
Приказом департамента образования администрации Кировской области в 1995 году на базе Вятской гуманитарной гимназии была открыта областная экспериментальная площадка «Научно-педагогическое объединение «Гуманитарная гимназия», которое проектировалось как открытая образовательная система, содержательное и организационное единство которой обеспечивалось наличием четырех основных подразделений: дошкольного отделения, начальной, основной и средней школ. Общая задача всех подразделений НПО – ориентация на формирование личности, способной к жизнетворчеству и стремящейся гуманно ориентировать свою жизнь; овладевающей базовой общечеловеческой культурой; умеющей находить оптимальные решения в ситуации жизненного выбора; способной к постоянному интеллектуальному и духовному развитию, к профессиональному обновлению и смене видов деятельности; способной управлять своим здоровьем.
С этого же года в гимназии введена должность педагога - научного консультанта, основные направления деятельности которого связаны с разработкой стратегии развития гимназии, интеграции науки и практики, психолого-педагогической поддержкой учителя. В разные годы научными консультантами гимназии были известные российские и кировские ученые и организаторы образования: В.К. Рябцев, В.В. Ряшина, В.Г. Щур (г. Москва), В.З. Юсупов, Г.А. Русских, Е.О. Галицких, Т.Л. Шубина, А.С. Цапаева, Е.Н. Резник, Н.Б. Сысолятина, Г.А. Бакулина (г. Киров).
Качественно новый характер научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности гимназии был обусловлен открытием в 1998 году на базе ВГГ комплексной научно-практической лаборатории «Проектирование инновационного образования» Института педагогических инноваций Российской Академии образования, входящей в структуру института, научным руководителем которой стал директор ИПИ РАО В.И. Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО.
В 1997 году Вятская гуманитарная гимназия впервые приняла участие в ежегодном конкурсе культурно-образовательных инициатив, объявленном Министерством образования РФ и Институтом образовательной политики «Эврика».
В 1998 году по итогам конкурса гимназия стала «кандидатом на статус Федеральной экспериментальной площадки (ФЭП)», а уже в 1999 году по результатам экспериментальной работы коллектива ВГГ приказом Минобразования РФ № 1277 от 21 декабря 1999 года гимназии был присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования Российской Федерации. Тема нашего проекта: «Образовательная программа ВГГ» (научный руководитель проекта В.И. Слободчиков, член-корреспондент РАО, педагог – научный консультант гимназии, научный консультант – В.З. Юсупов, доктор педагогических наук, профессор ВГПУ, педагог – научный консультант гимназии, руководитель проекта – А.А. Галицких).
В 2001 году в новом статусе Авторской экспериментальной школы (АЭШ) Вятская гуманитарная гимназия вошла в число 45 школ, получивших грант на реализацию проекта «Проектирование образовательной программы современной гимназии». В течение 5 лет (2002 – 2006) гимназия как АЭШ становилась победителем грантовых конкурсов Федеральной программы развития образования.
В ноябре 2001 года в ВГГ прошла научно-практическая конференция «Образовательная программа современной гимназии».

В октябре 2002 года в ВГГ состоялись первые курсы повышения квалификации по проблематике гимназических образовательных программ, в которых приняли участие педагоги Кирова и Кировской области. В 2003 году прошли два экспертно-проектировочных семинара «Реализация основных направлений модернизации общего российского образования в условиях Кировской области» для руководителей образовательных учреждений города Кирова и Кировской области и учителей гимназии, а также по заявке Министерства образования Республики Коми краткосрочные курсы повышения квалификации по теме: «Проектирование образовательной программы современной гимназии» для руководителей образовательных учреждений Республики Коми.
В последующие годы ВГГ неоднократно проводила конференции, семинары, курсы федерального, межрегионального и областного уровня по различным актуальным проблемам современного образования.
В октябре 1992 года гимназия принимала у себя учителей разных школ США, участников советско-американской программы «Руки через океан». А через четыре месяца уже наши педагоги Г.Ф. Костяева, М.Я. Биренбаум, Л.А. Русакова проводили уроки в американских школах.
6 учителей и 31 гимназист совершили летом 1993 года интереснейшую поездку в Великобританию, во время которой не только познакомились с достопримечательностями Лондона, но и успели поучиться в одной из английских школ.
В 1993 году гимназия была приглашена участвовать в конкурсе среди учащихся стран СНГ по программе АСПРЯЛ (Ассоциация преподавателей русского языка и литературы), победители которого получали право на бесплатную годичную стажировку в школах США с проживанием в американских семьях. С 1993/94 по настоящее время на бесплатной годичной стажировке в школах США побывало 45 гимназистов.
В 1994 году Министерством образования РФ наша гимназия была включена в государственную программу международных школьных обменов. Нашей школой-партнером стала Ричмондская школа в г. Джонстауне штата Пенсильвания. В течение трех недель шесть гимназистов 10-х–11-х классов вместе с учителем английского языка М.Ю. Введенской знакомились с системой образования, историей, культурой и бытом американцев.
А в апреле 1994 года шесть американских школьниц и два педагога Ричмондской школы в течение двух недель были нашими гостями, учились и преподавали в ВГГ.
На следующий год состав делегаций с обеих сторон увеличивается до 10 человек. В июле 1995 года десять гимназистов и два учителя ВГГ и такое же количество представителей Ричмондской школы приняли участие в тематическом обмене по программе «Лидерство». Результатом данных межшкольных обменов стало развитие в гимназии движения «Leadership» («Лидерство»).
С 1995 года гимназия включилась в программы межкультурных благотворительных образовательных обменов, которые проводит международная организация AFS Intercultural Programs, Inc, интересы которой в России представляет благотворительный общественный фонд содействия развитию международных образовательных программ «Интеркультура». Программы AFS проводятся под эгидой ООН и Совета Европы.
Сейчас взаимоотношения с Фондом осуществляются на основе Договора о сотрудничестве, подписанного между МБОФ «Интеркультура» и Вятской гуманитарной гимназией с 22 февраля 2006 года, согласно которому ВГГ является участником культурных и образовательных программ AFS, включающих обучение в учебных заведениях за рубежом учащихся гимназии, а также прием иностранных студентов в семьях гимназистов и их обучение в нашей школе.
Начиная с 1996/97 учебного года, на стажировках (годовых или триместровых) в США, Голландии, Бельгии, Ирландии, Португалии, Швейцарии, Японии, Германии, Франции и Италии побывало 29 гимназистов. За этот же период времени 42 иностранных студента из Таиланда, США, Франции, Швейцарии, Италии, Венесуэлы, Норвегии, Бразилии, Германии, Бельгии, Турции, Мексики, Италии, Колумбии прошли стажировку в нашей гимназии.
Интересен опыт сотрудничества ВГГ с американским «Корпусом мира». С января 1997 года в течение 2-х лет в гимназии работала педагог-волонтер Эмми Возел
В 2009 году Вятская гуманитарная гимназия впервые приняла группу американских студентов по программе NSLI-Y, существующей при поддержке Американских Советов по международному образованию и финансируемой Государственным департаментом США. В течение «академического года» трое американских студентов изучали русский язык и культуру в ВГГ.
В первые годы работы нашего образовательного учреждения в статусе гимназии закладывались традиции, без которых сейчас немыслима ее жизнь: институт классных воспитателей, воспитательные мероприятия, КТД и КГП, газета, сайт, попечительство о гимназии, издательская деятельность, работа Королевской гимназической Академии наук (научного общества гимназистов), интегративные образовательные экспедиции.
С 1991/92 учебного года в гимназии появляется новая должность – классный воспитатель (освобожденный классный руководитель). Первыми классными воспитателями в ВГГ стали И.Б. Ситникова, Г.И. Пяткина, А.И. Чапайкина, Н.Л. Глушкова, Т.А. Копанева, Н.В. Булдакова, Е.А. Катеренчук.
Важной составляющей воспитательной системы гимназии являются традиционные дела и мероприятия.
Существует в гимназии и своя Королевская гимназическая Академия наук (научное общество гимназистов), учрежденная Указом Королевы гимназии Марианны I в 1996/97 учебном году.
Для членов Академии установлены «академические» звания («Почетный академик», «Академик», «Магистр», «Бакалавр»), которые присваиваются гимназистам по представлению Президиума Академии специальными Указами Королевы гимназии и оглашаются на итоговом заседании Ученого совета Академии.
Ежегодно проводятся Гимназические академические чтения. А с 2004 года – и Малые академические чтения для гимназистов 4-х–7-х классов.
Включение ребенка в событийный мир гимназии, способствующий проживанию в особой атмосфере духовности, созидательного творчества, учению с увлечением, радости общения, обретению чувства общего школьного дома реализуется через систему внеклассной работы, участие в общешкольных коллективных гимназических проектах (КГП).
Также в гимназии работает много интересных кружков и клубов. С 1975 года существует туристический клуб «ВЗОР» (Все знать о Родине). В копилке «взоровцев» под руководством учителей географии (сначала Г.А. Русских, к.п.н., ныне ректора Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, и Т.В. Машаровой, сейчас д.п.н., проректора ВятГГУ, а затем В.Ю. Соловьева, А.В. Рудакова) десятки походов, десятки наград на турслетах и соревнованиях.
Более 10 лет работала в гимназии студия художественного слова «Рифмочка», руководителем которой был залуженный работник культуры В.Н. Прибытков.
В 2003/04 учебном году появилась в гимназии театральная студия «АзБукиВеди» (руководитель Ольга Алексеевна Симонова, народная артистка России, выпускница школы 1956 года). Первым спектаклем студии стал «Маленький лорд Фаундлерой»
В 2009/2010 учебном году начал работать кружок «Клуб любителей российской словесности» (руководитель Наталья Владимировна Булдакова, тьютор, учитель русского языка и литературы, руководитель ППО гуманитарных дисциплин). За время работы Клуба состоялось уже 10 заседаний, посвященных творчеству А.С.Пушкина, О.Любовикова, Н.В.Гоголя. Гимназисты имели уникальную возможность задать вопросы в рамках «живого диалога» вятским писателям и поэтам А.Гребневу, В.Лалетиной и В.Н.Крупину.
С сентября 1994 года начала выходить гимназическая многотиражная (999 экз.) ежемесячная (10 раз в год) газета «Long Live Gymnasia!». С января 2003 года гимназическая газета, сменив «английский бренд» на русский, стала называться «На улице Свободы» и была зарегистрирована в Приволжском окружном межрегиональном территориальном управлении МПТР России. С этого времени газета печатается в цвете, увеличила в два раза количество страниц и тираж (1 300 экз.).
В 2004 году гимназия освоила и виртуальную реальность – открыла свой Интернет-сайт (www.vhg.ru), на котором размещена вся важная информация об образовательном учреждении.
Опираясь на гуманистические традиции российского гимназического образования и признавая попечительство как одну из действенных форм заботы общества о школе, коллектив ВГГ в 1991 году возродил институт попечительства о гимназии.
Попечитель гимназии, внесший наиболее значимый вклад в совершенствование образовательного процесса по итогам учебного года Большим советом гимназии награждается Дипломом имени Т.Ф. Булычева.
В 1996 году была возобновлена прекрасная традиция губернаторского попечения о гимназии, которая берет свое начало в 1811 году, когда попечением губернатора Федора Ивановича фон Брадке был открыта первая в нашем городе гимназия. Первым почетным попечителем Вятской гуманитарной гимназии стал Василий Алексеевич Десятников.
С начала работы в статусе гимназии ВГГ целенаправленно и активно занимается издательской деятельностью, готовит к публикации материалы, отражающие опыт работы гимназии и наших педагогов.
Интересны целые серии изданий: «Вятская гуманитарная гимназия в учебном году» «Авторские учебные программы «Гимназические штудии» «Проектирование инновационного образования», «Авторская экспериментальная школа», издаются также учебные пособия и рабочие тетради для гимназистов. Ряд изданий осуществлен совместно с Министерством образования и науки РФ, Российской Академией образования, Институтом проблем образовательной политики «Эврика», Правительством Кировской области.
Более 10 книг, изданных гимназией, отмечены дипломами Всероссийских и региональных конкурсов в сфере образования. А всего вышло в свет около 50 книг, которые отражают нормативно-правовую базу гимназии, представляют педагогическому сообществу разработанные педагогами новые образовательные технологии, авторские учебные пособия, творческие работы гимназистов.
В 2002 году в гимназии родилась еще одна традиция – выпускники 11 классов вместе со своими классными воспитателями готовят к изданию альманах «Нам альма матер – Вятская гимназия».
Результативная работа гимназического коллектива позволила гимназии в 90-е годы неоднократно становиться победителем российского конкурса «Школа года» в 2000 году удостоиться звания «Школа века». В 2004 году Вятская гуманитарная гимназия на первом Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» вошла в число 30 финалистов конкурса.
ВГГ активно участвует в реализации приоритетного национального проекта «Образование». В 2006 году гимназия стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и получила грант.

По материалам книги 100 школьных лет: наша история / Авт.-сост. В.В. Вологжанина, А.А. Галицких. – Киров, 2008.