Коммерческое училище

В начале 1907 года в Вятке, центре губернии крестьянской, земской, а не помещичье – дворянской, традиционном месте ссылки, оказались трое учителей, политических ссыльных, переведенных сюда из г. Красноуфимска Пермской губернии – И.Г. Манохин, З.Н. Алафузова и Е.Н. Чунихина, которые поставили перед собой цель – «создать … школу нового типа». 
«Все мы любили наше дело, - пишет Е.Н. Чунихина, первый завуч школы, - и решили продолжать его, но только не в системе министерства народного образования. Выход стали искать в организации Коммерческого училища. … В истории развития русской школы коммерческие училища занимают своеобразное место; они не были школами единообразного, однотипного характера. Многие из них, особенно в период 1905 – 1907 гг., развивались своим путем, отличным от официальных установок. … Пробивалась здоровая педагогическая мысль, стремление воспитать сознательных граждан. Методы осуществления этой идеи и идеологические основы воспитания были более прогрессивными. Этому способствовало и то, что коммерческие учебные заведения открывались общественной или частной инициативой без участия средств казны. Наши чаяния направлялись в сторону организации училища как школы товарищества преподавателей».
Весной и летом 1908 года разрабатывали учебные программы и методики их преподавания, все это постоянно обсуждали и обсуждали, много спорили. Подбирали кадры. Объявили в газете о приеме учащихся.
Одним из первых был записан в первый класс Паша Коровкин, сын сторожа лесного ведомства, который в 1918 году станет первым комиссаром просвещения Вятки. Принятые 78 человек были по преимуществу дети железнодорожников, почтовых служащих, учителей.
Первый период жизни нашей школы по имени ее первого директора и основателя можно по праву назвать «манохинским».
Иван Григорьевич Манохин, внук демидовского крепостного крестьянина, сын земского техника – самоучки, получил прекрасное образование: окончил Петербургский технологический институт, а после этого стажировался в Англии. Химик – технолог по специальности, профессор, зав. кафедрой, автор учебника для втузов и большой статьи по кожевенному производству в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, он был педагогом и организатором образования по призванию. 
У И.Г. Манохина было свое понимание основ работы учителей и жизни школы:
- в обучении – знания, основанные по возможности на самостоятельной работе и наблюдении,
- в воспитании – внимательное отношение к детям, формирования у них правдивости, доверчивости, чувства дружбы и трудолюбия («дети должны понять и почувствовать, что к ним относятся хорошо, им верят»),
- в организации школьной жизни – взаимное понимание и уважение между работниками школы и родителями учащихся.

А.А.Галицких
"Вятская гуманитарная гимназия - Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования Российской федерации".
Информационно-методическое издание.
Москва-Киров, 2002г.
стр.4