А.Витковский ; Е. Смольянинова Навыки самоопределения для старшеклассников

Анатолий Витковский; Екатерина Смольянинова
Навыки самоопределения для старшеклассников
Как научить завтрашних выпускников принимать осознанные и ответственные решения


Многие ребята после окончания школы оказываются совершенно не готовы к взрослой жизни. Поступив в вуз, не могут учиться; закончив – устроиться; устроившись – удержаться на рабочем месте.Главная их проблема, считает директор Воронежской экспертной школы Екатерина СМОЛЬЯНИНОВА, – неумение делать осознанные жизненные выборы и нести за них ответственность. В Воронеже создана программа, ориентированная на то, чтобы научить старшеклассников и вчерашних выпускников школ понимать собственные приоритеты, потребности, устремления и реализовать их.
От мечты к цели
Программа состоит из трех блоков: личностного («я как уникальная личность»), коммуникативного («я в обществе, я во взаимодействии») и проектного («я как субъект влияния и развития социума»).
В каждом блоке есть своя система заданий. Например, задания первого блока направлены на осознание собственных ценностей, талантов, интересов. Задания второго блока ориентированы на понимание особенностей своего поведения в различных социальных взаимодействиях. Третий блок нацелен на освоение навыков реализации собственных природных задатков, навыков осуществления, необходимых для различных инициатив и проектов.
Программа длится три месяца, включает восемь полных игровых дней, а также время на осмысление полученного опыта, выполнение домашних заданий, индивидуальные консультации с наставниками.
На начальном этапе реализации программы главная задача заключается в запуске у ребят самостоятельного мышления. Для этого мы используем формат управленческой игры: участники делятся на несколько команд (по 5–7 человек) и приступают к работе над заданиями, требующими аналитического мышления и быстрого принятия решения.
К примеру, ребятам предлагается в течение определенного времени самостоятельно сформулировать определение понятий, о значении которых люди, как правило, не задумываются. При этом можно использовать не только слова, а любые средства выражения – рисунки, схемы, театральные постановки. Конечный «продукт» ребята представляют на общем сборе, где происходит обсуждение командной деятельности со всеми участниками и модераторами игры.
Что дает подобная работа? Прежде всего – позволяет ребятам выходить на более глубокое понимание себя и других. Например, молодые люди вдруг открывают, что два разных человека, используя в коммуникации одно и то же слово, могут вкладывать в него различный смысл. И что отношение к понятиям у людей нередко складывается под влиянием усвоенных когда-то, широко распространенных, но в общем-то поверхностных суждений. Возьмем такие понятия, как мечта и цель. Нередко люди относятся к мечте как к чему-то несерьезному, эфемерному. У многих, когда они слышат слово «мечта», возникают ассоциации «розовая», «детская». Но ведь любое значимое открытие для человечества когда-то было чьей-то мечтой. И кому-то надо было начинать этот путь. Значит, на мечту можно смотреть как на цель более высокого уровня, «точку, уходящую за горизонт». И от способности мечтателей взять на себя определенную ответственность за то, чтобы выбрать путь реализации своей мечты, зависит динамика развития общества.
Отмечу, что взрослые не только участвуют в обсуждении наравне с ребятами, они учат детей задавать точные вопросы. Можно просто сказать «я не понимаю», а можно подумать о том, что именно тебе не понятно, и сформулировать вопрос «точечно».
Кроме того, модераторы показывают детям различные методы и приемы, позволяющие реализовать ценности на практике. Например, ребята узнают, что достижение мечты можно представить как прохождение ряда этапов, каждый из которых имеет свою цель.
А в конце обсуждения участники получают индивидуальные домашние задания, связанные с возникшими у них в ходе обсуждения вопросами и проявившимися интересами. Например, это может быть задание представить путь к своей мечте в виде нескольких последовательных шагов.
Кто я и кто ты?
Еще один тип заданий – задача на выявление причинно-следственных связей. Ребятам предлагается выстроить взаимосвязи в разных ситуациях. Скажем, в позиции «уйти от ответственности, стремясь развлекаться по максимуму и вообще ни о чем не париться» относительно дела. Или построить причинно-следственные связи при установке на доминирование, «я – плюс, ты – минус». Ребята продумывают, под влиянием каких посылов и суждений эта установка возникла. К каким последствиям она может привести. При этом ребята стараются выстроить все ключевые связи взаимодействия. Скажем, во взаимоотношениях руководителя и подчиненных может быть построена такая цепочка связей: «Если у меня с моими навыками и способностями плохо получается выполнение такой-то задачи, то у моих подчиненных тем более не получится, мне не на кого положиться, я не могу никому доверить ничего важного... но может ли человек считать себя хорошим руководителем, если он не может делегировать часть своих полномочий подчиненным?»
Выстраивая подобные цепочки, ребята учатся, во-первых, видеть типичные ситуации взаимодействия людей во всей сложности, во-вторых, обнаруживать ложные исходные установки, приводящие к сбоям, «обрывам» в логике отношений.
Некоторые задания могут использоваться на разных этапах реализации программы, но на каждом этапе они имеют свою содержательную специфику. Так, на стадии осознания собственной субъектности специфична работа с зарождением новых смыслов, когда человек начинает понимать что-то важное про себя, но еще не может это ясно сформулировать.
В таких случаях мы предлагаем детям отвечать по особым образом выстроенной цепочке вопросов, помогающих разобраться в себе и четко сформулировать то, что человек ощущает как какую-то не очень ясную внутреннюю потребность или желание.
Работа с личностно-значимыми смыслами ведется в сфере социальных взаимодействий. Ребята выполняют коммуникативные задания, связанные, например, с тренировкой донесения до других и пониманием сложной для восприятия информации, с осознанием барьеров, мешающих этому восприятию.
Атмосфера доверия и открытости тут – ключевой момент. К примеру, одна девушка, у которой явные способности писать (это было видно по ее статьям в школьной газете, которую она же и вела), как-то сказала, что, по ее мнению, она не может и не должна реализовать себя в этой области. Почему? Во-первых, при сравнении себя с известными журналистами она пришла к выводу, что пишет недостаточно хорошо. Во-вторых, она полагала, что самое лучшее – «найти для себя какую-нибудь простую, чисто техническую работу, поскольку общество устроено несправедливо, и «пока в Индии голодают дети, я не верю в светлые мысли в головах людей и не хочу взаимодействовать с обществом».
Мы попробовали выстроить причинно-следственные взаимосвязи между отказом человека от реализации своего таланта и тяжелым положением детей в Индии. В ходе этой работы девушка довольно быстро обнаружила обрыв в собственной логике: «Я хочу как можно меньше взаимодействовать с обществом, но я тоже человек, а к плохим людям я себя не отношу. Какова же моя позиция на самом деле?» Этот вопрос побудил девушку задуматься. Она пришла к выводу, что обвинение других вместо работы над собой – это выбор многих, и в этом как раз источник общественных проблем.
Да, мы касаемся и проблем личной жизни. В этой области тоже существует множество стереотипов, которые деструктивно влияют на наше поведение. Шаблонность представлений обнаружилась, к примеру, когда команды работали над созданием сценария фильма о любви «с учетом основных этапов развития отношений и времени этих этапов».
Жанры у команд получаются разные, но сюжеты удивительно похожи. Люди знакомятся, нравятся друг другу, через неделю – месяц начинают встречаться (дружба и душевная близость отсутствуют, общих интересов почти нет), начинают жить вместе, перестают идеализировать друг друга и… расходятся. Но однажды наступает время жениться, и тут никуда не денешься.
На вопрос: «Кто из вас хотел бы стать героем этого фильма?» – глубокое молчание. Вдруг один парень поднялся и начал рассказывать совсем другую историю. Это была история его сестры, которая недавно вышла замуж. Она и ее муж знали друг друга много лет, были друзьями. Они оба хотели создать семью, оба чувствовали, что они друг для друга родные люди, близкие на всех уровнях общения. Но чтобы вспомнить это, нужно было разувериться в штампе-схеме.
Накануне результата
Все, что было наработано на предыдущих этапах, осмысливается и применяется на третьем: задумываются и запускаются новые проекты. Так, содержание большинства заданий основывается на тех понятиях, о сути которых ребята уже не раз задумывались. При обсуждении причин провалившихся или неудачных проектов применяются хорошо знакомые детям методы, в частности метод выстраивания причинно-следственных связей.
В то же время используются и некоторые новые инструменты. Например, после завершения работы над проектами происходит обсуждение, где команды выступают верификаторами содержания друг для друга. Что это значит? Поясню на примере. Часто бывает так, что на первый взгляд кажется, будто команды реализуют совершенно разные проекты. Например, один проект просветительский – проведение экскурсии по историческим местам для младших школьников, а второй спортивный – организация соревнования по определенному виду спорта. Но в процессе обсуждения этих проектов выясняется, что и первая, и вторая команда в своей работе проходят одни и те же этапы, сталкиваются с одними и теми же закономерностями. Так, обе команды начали свою работу с осмысления конечной цели, после чего перешли к обсуждению стратегии и тактики ее достижения. А когда на определенном этапе руководитель попытался внести изменения в начальный план, то часть коллектива стала сопротивляться этим переменам.
Модератор акцентирует внимание детей на неслучайности подобных совпадений, приводит примеры того, как подобные закономерности проявляют себя в больших проектах, реализуемых известными корпорациями. Таким образом кругозор детей расширяется. И что не менее важно, ребята на собственном опыте убеждаются в своей способности находить верные пути к решению больших проектных задач. И вместе с этим приходит понимание, что возникшие в ходе реализации проекта проблемы и трудности – это еще не признак того, что ты взялся не за свое дело. И даже если ты сомневаешься в своей способности достичь успеха в новом для тебя деле, все равно за новые сложные задачи браться стоит. Более того, только так и обретаются новые компетентности. Это и есть путь развития.
После окончания программы наши связи с ее участниками не прерываются, продолжаются в формате встреч нашего «Клуба управления проектами». И, общаясь с нашими выпускниками, мы видим, как умело они берутся за реализацию более серьезных и важных для них задач.

Возврат к списку




задать вопрос ?

контакты

Kорпус A
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:
директор, секретарь 64-82-31
зам. директора 64-83-65
руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54
учительская 64-58-74
бухгалтерия 64-44-33
охрана 26-48-73
Факс: (8332) 64-82-31
E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 64-83-65
Kорпус B
610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:
учительская: 35-45-77
вахта: 26-48-79

Педагог-психолог
Bедерникова Елена Владимировна,
телефон: 35-45-77
Kорпус C
610002, г. Киров, ул. Милицейская, 28а

Телефоны: 67-50-22, 67-89-51

Педагог-психолог
Kушля Юлия Александровна, телефон: 67-50-22

Инспектор по охране прав детства
Дмитриева Ольга Георгиевна, телефон: 64-83-65
OK