И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова Воспитание без ошибок СПб.: Речь, 2008

Ох уж эти трудные дети: один ленив, другой застенчив, третий упрям. Родители уговаривают, кричат, наказывают, приходят в отчаяние. Они хотят, чтобы их упрямые дети стали покладистыми, лентяи – трудолюбивыми, замкнутые – общительными. Но ведь во многих детских проблемах отчасти виноваты сами взрослые, у которых не хватает терпения, времени, понимания. Поэтому на обложке есть подзаголовок: книга для трудных родителей. Авторы, психологи с большим опытом работы, считают, что, приступая к решению детских трудностей, надо начинать со взрослых. И добавляют, что «озорник, сколько его ни ругай, ни наказывай, все равно не превратится в паиньку. Но от нас зависит, вырастет ли он хулиганом, а то и уголовником или станет предприимчивым организатором нового дела, а на досуге – душой компании». Авторы предлагают не искоренять недостатки ребенка, а обращать их в достоинства. И называют этот процесс психоэлевацией, в переводе с латыни – повышением души.

Дело это не простое, тонкое, требующее чувства такта и меры. Например, похвала и наказание. Авторы рассматривают разные случаи их применения, формулируют общие принципы. Распространено мнение, что в воспитании родители должны демонстрировать единство. Но авторы напоминают нам, что наказанному ребенку и так плохо, да еще самые близкие люди дружно отвернулись от него. И если он уже «постоял в углу» по требованию мамы, нет ничего страшного в том, чтобы отец пожалел его. Нельзя лишь закреплять роли доброго и злого родителей.

Есть главы (особенно среди тех, что написаны для первого издания), где рассматриваются проблемы, которые уже потеряли свою остроту, – отъезд из страны, обсуждение с ребенком «взрослых» и даже жестоких тем. И есть те, в которых анализируются вечные детско-взрослые проблемы.

Возврат к списку